Что покажут Дуне Смирновой?

В пятницу в Москве состоится премьерный показ нового шедевра классика мирового кино Отара Иоселиани «Сады осенью». С 6 сентября фильм с немалым успехом идет во Франции, а недавно удостоился чести открыть конкурсную программу первого Римского кинофестиваля.

Отар Иоселиани относится к тем мэтрам режиссуры, кто снимает, как говорится, редко, но метко. Практически все его философские, притчеобразные ленты надолго оказывались в центре споров не только кинокритиков и киноманов, но и социологов, культурологов, антропологов.

Мировую известность Иоселиани принесли три черно-белые картины, снятые почти сорок лет назад на «Грузия-фильме» и ставшие золотой классикой советского кино. «Листопад» и «Жил певчий дрозд» до сих пор поражают удивительным сочетанием социальности и метафизики.

Но больше всех потряс интеллектуальную публику абсолютный шедевр «Пастораль». Незатейливая история о летних каникулах струнного квартета в грузинской глубинке в интерпретации Иоселиани получила поистине вневременное, архетипическое звучание.

Уехав в начале 80-х годов во Францию, Отар Иоселиани продолжал размеренно выдавать картины исключительной эстетической значимости, неизменно получавшие призы на самом престижном среди ценителей киноискусства Венецианском кинофестивале. Шедшие в нашем прокате «Фавориты Луны» (1984), основанная на идеях Юнга об архетипах коллективного бессознательного картина «И стал свет» (1989), «Разбойники» (1996) были отмечены в Венеции призами за лучшую режиссуру.

«Сады осенью» ожидались поклонниками творчества Иоселиани с громадным интересом. Ведь со времени выхода предыдущей картины «Прощай, дом родной» прошло почти семь лет.

Ведущий французский актер Дени Лаван по телефону изложил «Правде.Ру» свои впечатления от новой ленты Отара Иоселиани: «Этот фильм нельзя пропустить. Это шедевр той великой школы советского кино, которую продолжает Иоселиани. Я недавно посмотрел рекомендованный и рекламируемый как крайне модный в России фильм некоей Дуни Смирновой «Связь».

Но это же просто смешно, просто нелепо даже обсуждать как киноявление. Непонятно откуда взявшиеся и чем реально живущие персонажи изображают какую-то кукольную псевдолюбовь. Этой Дуне Смирновой надо обязательно сходить на фильм Иоселиани, чтобы посмотреть, как надо делать настоящее искусство.

Иоселиани снял фильм о явлении, которое существовало, есть сейчас и будет существовать. Это чиновник, который как бы, с одной стороны, человек, а с другой – и не человек, а машина, контролируемая безликим государством. Сотни, тысячи художников затрагивали эту вечную тему, в том числе и в кино. Но лишь Иоселиани, на мой взгляд, удалось подать ее с лиризмом и юмором, сквозь которые все же заметен оскал бессмысленности и тщеты любых людских начинаний, да и жизни вообще».

Российские прокатчики «Садов осенью» определяют жанр фильма как «лирическая алкогольная комедия». Ожидается, что в московский прокат лента выйдет 26 октября. Это первый продюсерский опыт кинокомпании «Кино без границ», вот уже семь лет занимающейся прокатом т.н. арт-хаусных фильмов в России.

«То, что Сэм Клебанов стал еще и продюсером самого Иоселиани – это просто сенсация, - сказал «Правде.Ру» популярный телеведущий и литератор Лев Новоженов. – Его «Магию кино» на канале «Культура» мы с женой стараемся никогда не пропускать. А какие уникальные шедевры выпускает «Кино без границ» на видео! Недавно открыл для себя уникальный мир классика французской интеллектуальной комедии Жака Тати. Надо очень сильно любить кино, чтобы запускать такие некоммерческие, но великолепные с точки зрения искусства проекты.

Я как раз недавно пересматривал «Жил певчий дрозд» или, как его еще называют, «День деньской». Прошло 36 лет, а фильм по-прежнему захватывает каждого, кто чувствует этот безысходный, механический отсчет уходящей в пустоту жизни. Уверен, что и новый фильм Иоселиани станет настоящим откровением с выходом на самые глубинные уровни человеческого бытия. И как и раньше Иоселиани окрасит все своим неподражаемым юмором.

Интригует, что в «Садах осенью» Отар выступает и как актер. А вместе с ним снимался патриарх французского кино, легендарный Мишель Пикколи. Рискну предположить, что Иоселиани своей картиной задаст очень высокую планку для российских режиссеров и для нашей публики, которую приучили аплодировать сомнительным вещам.

Я вот был в «Современнике» на спектакле по «Трем товарищам» Ремарка. И с изумлением наблюдал за залом: «Почему никто не засвистит? Почему не топают ногами?» Или посмотрел фильм столь рекламируемого Алексея Учителя «Космос как предчувствие». Откровенно дилетантская работа непонятно о чем, уровня третьего-четвертого курса ВГИКа… Да, Иоселиани обязательно задаст планку, он просто должен ее задать!»

От себя добавим, что крупнейший французский журнал «Кайе дю синема» включил Мишеля Пикколи в десятку самых лучших актеров за всю историю французского кино. Лучшей работой Пикколи считается неподражаемый шедевр Марко Феррери «Диллинджер мертв» (1969).

А что касается Сэма Клебанова, то несколько лет назад он колоритно «засветился» в одном из клипов Аллы Пугачевой, причем Примадонна не скрывала ему своих эротических симпатий.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить