Интервью со сценаристом Аркадием Ининым

Аркадий Инин: зачем бабочки в животе?

Аркадий Инин, по чьим сценариям снимали свои картины Леонид Гайдай и Михаил Кокшенов, готовится в мае отметить 75-летний юбилей. О своем сотрудничестве с Гайдаем, о разнице в дружбе с русскими и американцами, о планах по празднованию круглой даты в Доме кино и о тайнах женского внутреннего мира Аркадий Яковлевич рассказал в интервью "Правде.Ру".

— Аркадий Яковлевич, недавно исполнилось 90 лет со дня рождения на свет Леонида Гайдая, а вы работали с ним вместе долгие годы. Какой он был человек?

— Я участвовал как сценарист в его последних картинах "Операция "Кооперация" и "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон бич опять идут дожди". И вот когда мы приступали к сценарию, Леонид Йович мне и еще одному сценаристу Юре Воловичу сказал: "Учтите, мы делаем кино для детей". Я, честно говоря, сначала не понял, что он имел в виду, но он объяснил: фильм должен быть простым, так что в первую очередь его должны почувствовать дети. Так фильмы и классифицировались: для детей младшего, старшего и пожилого возраста.

Читайте также: Леонид Гайдай, человек и кинотеатр

И взрослые, и дети очень любили Гайдая. Да и сам он был взрослый ребенок. Кроме того, что он был талантливым режиссером, он был замечательным актером, в некоторых старых фильмах даже играл главные роли. А в своем последнем фильме "На Дерибасовской… " он сыграл сумасшедшего игрока.

— Почему он взял себе такую странную роль?

— Он в конце жизни увлекся игрой на игровых автоматах, ездил играть в "однорукого бандита" на аэровокзал, а потом нам всем рассказывал, как проигрывал или выигрывал. Так вот, представьте после двух советских автоматов, он попадает в Атлантик-Сити в казино "Тадж Махал", где все грохочет и звенит от игры. Леонид Йович там просто потерялся и мы его с трудом отрывали от этих "бандитов". А он был режиссер старой школы, рисовал перед съемками раскадровки, сто раз заглядывал в окуляр камеры, прежде чем начать снимать.

И вот перед съемками к нему подходит помощник и говорит, что все готово. Гайдай одной рукой дергает за автомат, а другой машет и кричит: "Мотор". Это было в первый и последний раз, и конечно, он не мог не посмеяться над собой, сыграв игрока, с оторванной ручкой поющего песню "Люди гибнут за металл…". Этот человек ценил юмор и мог посмеяться над собой, что немаловажно для настоящего комедиографа. Его фильмы смотрели, после них становилось на душе хорошо, его всегда будут помнить. Это называется "всенародная любовь".

— Вы написали много сценариев, много и выступали с творческими вечерами. Но все же к какой публике у вас больше лежит душа? Где вас лучше всего принимали?

— Кроме России, Украины, Прибалтики я также выступал в Америке. Был в Нью-Йорке, в Вашингтоне, в Чикаго, в Филадельфии, в Сан-Франциско, в Лос-Анджелесе. Выступал действительно много, но такой публики, как у нас в России, нет нигде. Нет такого общения и дружбы, такого восприятия.

В Америке я познакомился с актрисой Келли Макгрилл, которая снималась по моему сценарию, а когда съемки закончились, мы пригласили ее на премьеру в Москву. Она приехала, попала на премьеру в Дом Кино и была крайне удивлена, как мы себя ведем. При встрече мы обнимаемся, целуемся, пьем водку, ругаемся, и так мы собираемся почти каждую неделю. Поводов увидится в Доме Кино, друг у друга дома, достаточно — так мы дружим. Для нас эти праздники и посиделки в порядке вещей, поэтому, конечно, больше всего я люблю выступать перед своими собратьями, несмотря на то, что часто зовут выступить в Америку.

— У вас там много друзей?

— В Нью-Йорке живет мой закадычный друг Гарик Черняховский. Он поставил в Москве мюзикл "Времена не выбирают". Был преподавателем в театральном училище, уехал и осел навсегда в США и ни о чем не жалеет. Но, конечно, такой дружбы, какая была в России, в Америке уже никогда не будет.

— Мне кажется, что американцы тоже не прочь дружить, веселиться.

— У американцев совсем другая культура, и за этим стоят какие-то узкие ситуации. У них свой взгляд на дружбу, на общение. Хоть я не согласен с Мишей Задорновым, который их критикует, но то, что наше видение не совпадает с их видением, это правда. Я бынизачтонепроменялМосквунаНью-Йорк,хотяоченьрадзасвоих друзей, которые устроились в Америке и живут там яркой жизнью.

Читайте также: Школьников заставят изучать кинематограф

— У вас скоро юбилей — 75 лет. С чем связан для вас этот праздник, какие эмоции?

— Когда наступает юбилей, я испытываю только положительные эмоции. Хотя, казалось бы, какая разница между цифрами 35 или 36, 74 или 75? Но почему-то раз в пять лет меня одолевает какое-то радостное настроение и я устраивают по этому поводу творческий вечер в Доме кино.

— Как обычно проходит это событие?

— Все вечера идут по одному сценарию — это концерты по заявкам. Собирается куча народа, открывает концерт мой друг Иосиф Кобзон. Он поет мою любимую песню, потом на сцену выходят Шура Ширвиндт и Миша Державин и играют мою любимую сценку. Они играют ее уже 50 лет. Суть сценки — артисты театра работают рано утром 1 января. На 75-летие снова попрошу их сыграть. Но если честно, эта цифра у меня просто не укладывается в голове. Когда мне исполнялось 50 лет, я хотел застрелиться. Потом со многими говорил, кто прошел эту черту. Для мужчины, который в душе чувствует себя пацаном, эти юбилейные цифры просто как обухом по голове.

— Раз вы затронули вопрос о возрасте, то почему мужчины не стесняются говорить о своем возрасте, а для женщин это большая тайна? Неужели для мужчин так важно, сколько даме лет, если она прекрасно выглядит?

— Я долгие годы тоже искренне не понимал, почему нельзя спросить женщину, сколько ей лет. Потом понял, что всю свою долгую и счастливую жизнь героическая женщина ведет титаническую борьбу за сохранение великой тайны своего возраста. Для этой борьбы она использует самые разнообразные средства: косметику, одежду, диеты и массажи, пластические операции и сеансы черной магии, подчистку документов. И вопрос: "Сколько вам лет?" женщине нельзя задавать — и все тут! Надо твердо знать, что у женщины бывает только три возраста: молодость, зрелость, и "как вы хорошо выглядите". А глупые мужики пусть распевают свою дурацкую песню: "Мои года — мое богатство!"

— Вы написали замечательную книжку "Женщина от, А до Я". Чтобы написать такую энциклопедию надо очень хорошо разбираться в женской психологии. Но иногда женщина сама не знает, что ей нужно. А вы знаете?

— Женщинам надо говорить примерно такие слова. Во-первых: "Я тебя люблю". Во-вторых: "Ты не такая как все". Самое большое оскорбление для женщины — услышать "Ты обычная!", она готова от злости залезть на стенку от таких слов. А быть красивой дурой для женщины вполне нормально.

Читайте также: Кастинг-директор: ау, мы ищем брильянты!

— По части шуток о женщинах вам нет равных. А вам самому нравятся женщины с чувством юмора? Или считаете, что это качество нам не свойственно?

— Очень деликатная тема. Сказать, что женщина не понимает чувство юмора — это обида. Сказать, что женщина понимает юмор — это неправда. Пожалуй, самое верное и необидное сказать, что женщина понимает юмор, но не так, как мужчина. Юмор в свой адрес женщина не прощает категорически — в отличие от мужчины. Бывает, что мужчина ни сном, ни духом не желает ничего дурного, он просто шутит. А женщина уверена, что он насмехается.

— Многим женщинам нужно состояние влюбленности, это как наркотик. Для мужчин важно быть влюбленным?

— У мужчин любовь не такая, как у женщин. Все эти любовные муки, "позвонит — не позвонит", "приедет — не приедет", от которых сносит крышу — это скорее свойственно женщинам. Все женщины хотят замуж, даже те, кто уже замужем. Все женщины, как правило, влюбчивы, — называется это "химия", "болезнь", "клиника". Когда женщина влюбляется, у нее горят глаза, "бабочки в животе" — уже 20 раз читаю про этих бабочек, все никак не могу понять, что это такое. Для женщин любовь — это смысл жизни, они хотят любить всю жизнь и в любом возрасте. У мужчины мысли такие: зачем влюбляться, когда все равно любовь закончится? Для мужчины главное в жизни — это дело.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить