Страх и ненависть в Петербурге – 2

или Окончательная и бесповоротная победа г-жи Бондарчук над исторической достоверностью и здравым смыслом

Ну что, господа, случилось страшное: я на днях купил диск (разумеется, лицензионный) с фильмом всей жизни режиссерши и сценаристки Натальи Бондарчук — и скрепя сердце пересмотрел её "Пушкина" еще раз. Опять мне вчера "пришло время узнать правду". Как там в Одессе говорят? "Ой, шо я там ищо увидел и услышал — шо лучче я б никада это не видел и не слышал…" Хорошо говорят. Точно.

Всех святых пришлось выносить еще в первый раз, а сейчас что осталось вынести? Ну, давайте еще разок приглядимся. К пресловутой бондарчуковской правде.

3 февраля Дантес на допросе говорит, что ему 25 лет. На самом же деле ему на тот момент было пока еще 24 года.

Идалия Полетика в фильме — жгучая брюнетка примерно 20 лет, но в 1837 году ей уже шел четвертый десяток, к тому же она была рыжеволоса.

Дочери Полетики Елизавете, якобы помешавшей свиданию Натальи и Жоржа, на вид лет 12-15, а на самом деле тогда ей было… только 4 года.

Николай Гоголь при жизни Пушкина еще не выглядел так, как показано в фильме. К тому же он никак не мог смущать поэта своим ростом, ибо был сам невысоким. И откуда он вообще мог взяться на царском балу?

Екатерину Загряжскую и Екатерину Карамзину играют в фильме мать и дочь — Инна Макарова и Наталья Бондарчук соответственно. В реальности же эти светские дамы были ровесницы.

Пушкин и Дантес стрелялись не на открытом месте, а за кустарником.

С Мойки гроб с телом Пушкина переместили в церковь в первом часу ночи, а не при свете дня.

Из подвала Конюшенной церкви гроб Пушкина вынесли уже в просмоленном ящике.

После сообщения Галахова о том, что дуэлянты должны быть наказаны по закону, Дантес почему-то делает испуганно-удивленные глаза. Мол, вот так новость!

Данзас был не брюнетом, а рыжим.

Царский бал в комнатушке 10×15? Хм…

У Дантеса было именно 44 взыскания по службе, а не 43.

На дуэли на Пушкине был жилет черного цвета.

Графиня Нессельроде по-русски разговаривала на самом деле очень плохо.

Почти все рукописи Пушкина были в тетрадях — а не на отдельных листках, как в сундуке Дубельта.

Пушкин стал придворным историографом в 1831 году и почти сразу официально начал писать "Историю Петра". В фильме же царь, узнав, что Пушкин недавно закончил "Историю Пугачевского бунта" (значит, это уже 1834-й), говорит о том, что теперь поручает ему… "Историю Петра".

Загряжская со слезами на глазах объясняет Дубельту, почему она содействовала браку Дантеса с Екатериной: "Мы все были в сетях гнусных заговорщиков — и нас никто не защитил". У Дубельта эта околесица почему-то не вызывает никаких возражений и сомнений.

В фильме нахально ухаживающему за Натальей Дантесу отказывает в доме Екатерина Карамзина. В реальности же отказала (в тех же выражениях, что и в фильме, кстати) Дантесу в доме не Карамзина, а княгиня Вяземская (см. записи Бартенева). После этого частые свидания Жоржа с Натальей стали происходить уже не у Вяземских, а в доме… именно Карамзиных!

На доносе, содержащем стихи Лермонтова, осведомитель пишет: "Воззваниђ къ революцiи". Ну неужели трудно было для начала заглянуть в правила дореволюционной русской орфографии?!

Дантес был на дуэли не в белом мундире, а в зеленом.

Везде и всюду лезет в глаза электрический свет. На люстрах вместо свечей — явно лампочки.

Петр Долгоруков тогда был безусым, чахлым, маленьким и колченогим брюнетом 19-ти лет. В фильме же он — здоровенный румяный блондин за 30, к тому же с пышными усами.

Настоящий Геккерн — в отличие от бондарчуковского — тоже был небольшого роста, при этом очень худой и узкоплечий ("Были также д'Антес, Ланской и барон де Геккерн. И хотя сей последний, маленький и плешивый, щебетал и егозил…").

Граф Григорий Строганов не носил волосы до плеч, усов у него также не было. К тому же он был практически слепым. Кроме того, этот дипломат самого высокого ранга и человек чести никак не мог быть жандармским осведомителем.

Спустя 8 и 12 дней после смерти поэта беседующие между собой Строганов и Геккерн, судя по фильму, находятся в том же месте и в той же одежде. Только на 8-й день их беседа проходит в фильме отдельным эпизодом, а на 12-й они находятся на заднем плане — точно в тех же позах.

На некоторых показанных нам рукописях Пушкина — совершенно не его почерк.

Все пасквили на самом деле были вложены в конверты (на самих конвертах были имена адресатов, на всех вложениях — имя Пушкина). Комитет по культуре явно недостаточно средств выделил для фильма, понимаем. Бумаги не хватило.

Городскую почту в то время только-только начали доставлять, и доставлялась вся корреспонденция при этом в руки адресатам или их слугам, но никак не в почтовые ящики. Пушкин, кстати, после получения пасквилей велел слугам городскую почту вообще не принимать.

На пасквиле имя адресата написано в точности так: "Александру СергЕевичу Пушкину". И почерк такой современный. Связь времен, не иначе.

Гоголь не мог быть осенью и зимой в Петербурге, так как с лета 36-го жил за границей. Он и узнал о смерти поэта в Париже, причем только через месяц после рокового дня.

На допросе в присутствии стоЯщих генерала и полковника арестованный поручик Дантес спокойно и важно сидит на стуле. Поднимается он только после приказа генерала Дубельта.

Табель о рангах требовала от нижних чинов обращения к полковнику "ваше высокоблагородие", а отнюдь не "полковник" — и уж тем более не "ваше превосходительство".

Пушкин не устно просил передать царю просьбу о прощении для себя и Данзаса, а письменно (это послание он написал еще до поединка). Ответное письмо от царя поэт попросил Арендта оставить, но тот сослался на высочайший приказ и забрал его.

Пушкин, прощаясь с детьми, не только клал им руку на головы, но и каждого трижды крестил.

Одинокий(???) царь, полфильма тупо катаясь в открытых маленьких санях вокруг памятника Петру, путается под ногами у обуянных музами Жуковского и Пушкина. Ну вот не до монарха поэтам (правда, они успели почему-то… козырнуть царю, а Пушкин так даже еще и что-то поэтическое выкрикнул в спину августейшей особе; а то разъездился где попало, понимаешь).

Место встречи, видимо, изменить нельзя, и потому свежая вдова там же встречает царя спустя несколько дней после смерти Пушкина. При этом помазанник божий — в тех же санях, в той же одежде.

Для дуэли Данзасом были арендованы в лавке Куракина новые пистолеты, а в фильме они очень уж явно старые (в этом случае, думаю, можно было бы просто обойтись без крупных планов).

Дубельт в самом начале февраля говорит Галахову, что старый барон распродает имущество и уезжает. На самом деле Луи де Геккерна выслали куда позже — в середине апреля, а имущество он начал продавать в конце марта. (Видимо, Бондарчук решила, что шестое чувство у хитрого барона должно было сработать уже в начале февраля, никак не позже.)

Наталья, вопреки сценарным "находкам" Бондарчук, на самом деле после смерти мужа отказалась встречаться с сестрой. Причем уехала вдова в деревню в середине февраля, на два месяца раньше отбытия из страны Екатерины и старого барона, а не наоборот.

Вяземский задолго до суда говорит допрашивающему его Дубельту, что он уже давал на суде показания, а также задает ему невероятный по глупости вопрос: "Зачем вы этим занимаетесь?". Действительно, зачем сыщику заниматься раскрытием преступления? Но Дубельт на это с достоинством отвечает: "Высочайшим повелением". Отбрил, короче.

Акценты иностранцев вообще не поддаются идентификации — особенно у Нессельроде. Да кто их там разберёт? Эти заговорщики — все на одно лицо. И имя им легион, как заявил в фильме пьяный Вяземский.

"До сих пор все смеялись надо мной, вы первый меня поздравили" — эти слова по поводу своего только что полученного камер-юнкерства Пушкин сказал не графу Нессельроде (кстати, граф носил очки), а великому князю Михаилу Павловичу. И не на балу, а в театре. И было это не в январе 1837 года, а в январе 1834 года. (Спустя три года поздравлять Пушкина с получением этого титула было уж слишком явно поздновато, правильно?)

На том же балу Долгоруков (16-летний?) строит рожки за спиной у Пушкина. Неужели ещё в 34-м бедняга Александр Сергеевич был cоcu?

Судя по субтитрам, Геккерн называет Дантеса "Джоржем" (именно так, буква в букву). Что ж это за язык такой, а? А на слух — французcкий. Хотя у меня такое впечатление, что титры вообще писал нерадивый школьник начальных классов…

В одном из эпизодов Пушкин называет Дантеса "голубезнейшим", а французишка — чудеса да и только — при этом его отлично понимает. И это — в первой половине ХIХ века! Просто невероятная лингвистическая находка! И как она прошла мимо пушкинского друга Даля? Наш гений более чем за сто лет предвидел, что в 30-х годах ХХ века в русском языке слово "голубой" станет синонимом слова "гомосексуалист"!

Дубельт обвиняет Жуковского, что тот не дал Пушкину три года назад уйти в отставку и уехать в деревню. Мол, тем самым Василий Андреевич подставил Александра Сергеевича под пулю Дантеса. А ведь тогда, в июне 34-го, отставку Пушкина прежде всего не желал принимать царь, о чем он и сказал Жуковскому. Так, мелочь? Впрочем, призадумался я над этим якобы тезисом якобы Дубельта — и теперь считаю, что Пушкина под пулю Дантеса гораздо раньше подставил сам царь, когда в 1826-м вызвал поэта из той же деревни. Да и Надежда Осиповна здесь тоже хороша: родила Пушкина национальным гением, тем самым подставив его под гнев иностранцев…

Киношная Загряжская говорит, что у Дантеса "три отчества и два имени". На самом деле это не говорила, а писала дочь Карамзиных Екатерина Николаевна Мещерская. И речь шла не о трёх отчествах, а о трёх отЕчествах Дантеса. (Почувствуйте разницу, как говорится.)

Караульный солдат в тюрьме имеет при себе спиртное. Неразжалованного подполковника Данзаса он называет… барином. (Тоже, видать, согласно режиссерской задумке, этот служивый — человек хороший и простой, как и Никита Козлов.)

Раненый Пушкин действительно сказал: "Прощайте, друзья!", глядя на книги. Но не вечером после дуэли, а 29 января после 2-х часов дня.

Когда измученный поэт хотел застрелиться, Данзас не выхватил у него пистолет из рук, а нашел под подушкой.

Царь на 4 года младше Вяземского, а выглядит лет на 20 старше.

У Дантеса на крупных планах четко видны в левом ухе дырки для сережек. (А шо? Гламурненько.)

Российский министр иностранных дел заявляет министру просвещения, что не читает русские газеты. (Где-то услышал совет профессора Преображенского, истинно вам говорю.)

Николай и в самом деле сказал как-то, что надо послать врача освидетельствовать одного автора на предмет безумия. Но посылать его надо было не к Лермонтову, а к Чаадаеву, притом гораздо раньше середины февраля 1837 года. По поводу последних строчек стихотворения "Смерть поэта" он сказал просто: "Бесстыдное вольнодумство, более чем преступное". И велел сослать Лермонтова на Кавказ, а не к докторам.

Наталья гуляет по январскому морозу, вдобавок под падающим снегом, с младенцем на руках. При этом ребенок… в кружевном чепчике. Мужчины на морозе — в тонких тканевых перчатках. Зато сама Наталья щеголяет под солнцем и зеленью в зимней шляпе с мехом.

Шестигранный деревянный карандаш был изобретен только в самом конце ХIХ века (видимо, тут дело в том, что его владелец Галахов — просто во всех смыслах как бы вымышленный персонаж).

Наталья сама предлагает мужу уехать в деревню? Н-да. Вот в какие жуткие дебри неведения может завести зрителя всё та же неумеренная авторская фантазия! На самом деле Гончарова, в те годы в принципе не представлявшая свою жизнь без балов и ухажеров, устраивала скандал сразу же, как только Пушкин пытался о подобном лишь заикнуться. Она — вопреки предсмертной воле мужа — отчаянно не хотела уезжать из столицы даже на отбытие траура!

Полнейшая чехарда с бутафорией — орденами, эполетами, мундирами… То на ком-то орден, которого на самом деле у него никогда не было, то вместо мундира какая-то лакейская ливрея, то эполеты без вензелей… (Мощная идея про вселенский заговор иностранцев против России, конечно, важнее каких-то там орденов, на нее и надо прежде всего обращать внимание.)

Очень не понравилась сцена, где Бондарчук заставляет Снаткину истерически клясться на образах в верности Безрукову (образа при этом как раз кстати… стоят на бюро). Собственное мнение о Гончаровой, на самом деле и без факта физической измены безусловно виновной в смерти мужа, так откровенно и топорно навязывать зрителю нельзя ни в коем случае. Зритель — не быдло, а история смерти Пушкина — не бульварный роман для домохозяек.

Просто диву даешься: какая же неодолимая сила постоянно заставляла Наталью Бондарчук в процессе работы над фильмом столь целеустремленно, всеохватно и неутомимо перевирать ключевые события последних месяцев жизни Пушкина — и при этом на всех углах трубить об исторической достоверности?! Что стоит за данным фактом — небрежность, чрезмерная самоуверенность, рассеянный склероз, мания величия, невежество? Всё вместе? Что?! Лично у меня рационального объяснения этому нет.

Ох, господа, больше не могу. Устал. Наверняка это опять не всё, но еще раз внимательно пересмотреть "эпохалку" от Натальи Бондарчук у меня уже точно не хватит ни сил, ни желания. Теперь ваша очередь.

Читайте также: Страх и ненависть в Санкт-Петербурге

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

О международной обстановке побеседовали в передаче "Необычная неделя" главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова и журналист, радиоведущий, блогер, писатель и общественный деятель Армен Гаспарян.

Бить Запад надо с такой силой, чтобы он уже не встал
Комментарии
СМИ: "прямая линия" с Путиным пройдет без толпы россиян
Президент Радев призвал Россию надуть Болгарию газом напрямую
СМИ: "прямая линия" с Путиным пройдет без толпы россиян
Улицы разбитых Скрипалей
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
Как агенты ЦРУ обезглавили ребенка в Сирии и что сказал на это Трамп
Atlantic Resolve: США запускает план "Барбаросса" против России
Президент Радев призвал Россию надуть Болгарию газом напрямую
Президент Радев призвал Россию надуть Болгарию газом напрямую
Президент Радев призвал Россию надуть Болгарию газом напрямую
Территориям бывшего СССР не хватает русского генерал-губернатора
В МИД объяснили, почему Россия должна была продать Аляску
Кандидат от народа: компартия опять станцует на граблях
Территориям бывшего СССР не хватает русского генерал-губернатора
Венесуэла: победил не Мадуро, победил социализм
Ядерная зима мира: извержение Йеллоустонского супервулкана собираются спровоцировать
Правительство решило взять деньги из карманов россиян
Министр здравоохранения: россиян будем считать детьми до 30 лет
Правительство решило взять деньги из карманов россиян
В МИД объяснили, почему Россия должна была продать Аляску
Почему Америку преследуют военные неудачи