Кинематограф СССР 70-х: женщины и язычество

Постоянный автор "Правды.Ру", писатель и философ Николя Бонналь с ностальгией пишет о советском кинематографе 70-х годов. Он считает, что эта еще неоткрытая и недооцененная страница мирового искусства должна быть заново открыта всем человечеством. И главные достоинства этого явления — режиссеры-женщины, инженеры человеческих душ, и язычество.

Эта тема заслуживает целой книги, которую я надеюсь когда-нибудь написать, если мне удастся собрать достаточное количество документальных материалов. По этому поводу я прошу моих русских читателей писать мне, особенно, если они проинформированы более, чем я… Кстати, мне удалось наладить контакт с одной русской женщиной-режиссером — представителем той эпохи, ей удалось совершенно чудесным и поэтическим образом воплотить на экране известную сказку о "Красавице и чудовище". Речь идет об Ирине Поволоцкой, которая в середине 70-х сняла сказку "Аленький цветочек". Этот фильм — языческий и таинственный гимн, он близок по духу такому фильму, как, например, "2001. Космическая одиссея".

Термин "язычество" довольно часто был темой спорной, но мне кажется, что мы можем подвести его к группе следующих тем: культ солнца, воспевание природы, прекрасное крестьянство, деревенские и общинные праздники, похищение юной красавицы, конфликт времен года, жизнь мороза и зимы. Тут язычество — дело восприимчивости, любви к природе, витального прославления жизни. Тут мы приближаемся к идеям Ницше, Скрябина или, например, Дебюсси. И, без сомнения, Римского-Корсакова!

Оказывается, язычество было ярко представлено в советском кинематографе, и, что особенно интересно, в кинематографе 70-х годов, в то время как вера в коммунизм была уже изрядно подточена. И мы оказываемся перед новым рождением (и зачастую все эти фильмы великолепны), которое воспевает природу, животный мир, времена года, как мы уже отметили выше, и по-новому освещает классические волшебные сказки или детскую литературу, истерзанную сегодня на Западе. Заметим, ко всему прочему, что большинство этих фильмов были сняты женщинами.

Я уже подчеркнул фольклорную тематику: она была проиллюстрирована в истории советского кинематографа двумя гениальными мэтрами, режиссерами мирового уровня, о которых, увы, пишут недостаточно: я имею в виду украинца Александра Птушко и Александра Роу, мастера детского кино, чей отец был ирландцем, а мать — гречанкой! Птушко вывел на киноэкраны оперу "Садко" (замечательный фильм с видами Индии и Новгорода, премированный в Венеции в 1953-м) или легенду об Илье Муромце — грандиозный гимн Родине и истории Киевской Руси. В "Ночи перед Рождеством", снятой в начале 60-х годов, Роу адаптировал в кино Гоголя в замечательной сатирической атмосфере, в одночасье и христианской, и языческой. И спецэффекты очень высокого качества. А еще наш дорогой Роу был специалистом по похищению Персефоны, которое отмечает силу зимы и ритм смены времен года. Оба мэтра, к сожалению, умерли в середине 70-х, Птушко — завершая свою престижную карьеру "Русланом и Людмилой", которые оставляют нам немало ностальгических ощущений. А, кроме того, Птушко остается непревзойденным автором вышедшего прямиком из мечты и из сказки пушкинского "Царя Салтана".

Читайте также: Александр Птушко — режиссер сакрального кино

Но и другие молодые режиссеры выступают на творческий путь, они ставят в кино прекрасные сказки — Андерсена, мадам де Бомон и даже классику, "Бемби", например. Этот последний фильм — настоящая поэма, которая смешивает людей и животных, это волшебное, теллурическое прославление земли, солнца и их очарования. Этот фильм также "станцован" танцорами Большого, и ему присуща вся возможная красота. Он уже немного запоздал, так как датируется началом 80-х годов. Поставлен он актрисой и режиссером Натальей Бондарчук. Ее адаптация отстоит на тысячи миль, как бы сказал Сент-Экзюпери, от липкой и отталкивающей адаптации "Бемби" Диснеем.

В 70-х годах другой известный актер Павел Кадочников превосходно ставит легендарную "Снегурочку" — эту ледяную деву, которая может полюбить, лишь растаяв на солнце… Кадочников воссоздал чудесную озерную деревню берендеев — славянскую языческую общину, восхваление космоса и культа солнца! Этот невероятный фильм рассказывает и о прибытии прекрасного князя, торгового гостя, несчастного влюбленного — о его прибытии на солнечном драккаре, просто диво! И тут начинаешь понимать, что решительно существовало чистое вИдение и благородство выражения в Советском Союзе в тот самый момент, когда в Голливуде восхваляли расовую войну на планете обезьян, порнографию в "Последнем танго", наркотики в "Easy rider" и бесплатную жестокость в "Механическом апельсине".

Совершенно открытые европейской культуре, советские артисты кино адаптировали в это время "Тень" Шварца и "Снежную королеву" Андерсена. У меня слабость к последнему фильму, который приводит нас в заколдованные декорации и пейзажи. Воссоздание снежных пейзажей, дворцов, обитаемых лесов достойны Птушко, однако им присуща и некоторая свобода хиппи на советский манер, которая и составляет шарм фильмов этой эпохи!

Мой любимый фильм этого языческого десятилетия в кино, десятилетия солнечного и почти анархистского, которое уже отдает оттепелью в советском сообществе, — это, как я уже говорил, "Аленький цветочек", снятый по мотивам "Красавицы и чудовища". Произведение это невероятно, барочно, обильно загадками, таинственно и незабываемо. Более, чем "Солярис", этот фильм можно назвать соответствием "2001. Космической одиссеи". Ирине Поволоцкой удалось создать один из наиболее чарующих и захватывающих фильмов в истории кинематографа, который для меня лично хранит свой скромный шарм неизвестного шедевра в бальзаковских традициях. Красота дебютирующей актрисы (которая потом больше нигде не появлялась); загадочная и обаятельная волшебница, загримированная в придворную даму или куртизанку эпохи Просвещения; пейзажи крымской Алупки; магия декораций, которые придерживаются барочного стиля; тематика иллюминатов и научной фантастики; расчленение повествования и монтажа; деревенские народные хоры в начале фильма; удивительные блуждания отца; Чудовище, претворенное в растительное существо, — все содействует тому, чтобы этот фильм превратился в настоящее сокровище для просвещенных любителей кинематографа. "Аленький цветочек" — настоящий шедевр киноискусства. Шедевр сверх того, ведь, как говорила мне Ирина, он стоил карьеры своему автору.

Читайте также: Что связывает Кощея с заморскими орками

Я говорил о том, что большинством режиссеров этих фильмов были женщины. Пересматривая теперь "2001", так как пишу книгу о Кубрике, я констатировал один факт: на орбитальной станции американские женщины — стюардессы и прислуга, а русские и украинские женщины — инженеры и космонавты. Какая все-таки дань почтения, хоть и скромная, в противовес порокам капитализма социалистическим достоинствам! В любом случае данная тема язычества в советском кино — это настоящий eye opener — "открыватель глаз", как сказано во "Властелине колец". И я настаиваю на том, что всему миру необходимо открыть это кино.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Перевод Татьяны Бонналь

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
США опять попробуют указать место России
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
Улюкаев попросил выслать немного денег
Улюкаев попросил выслать немного денег
Латвийские шпроты вновь появятся на российских прилавках
Третье дыхание Путина: идет эксперимент по передаче власти
США опять попробуют указать место России
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
США опять попробуют указать место России
КУРОПАТЫ: ФАЛЬШИВКА НАЦИОНАЛИСТОВ ТРЕЩИТ ПО ШВАМ
КУРОПАТЫ: ФАЛЬШИВКА НАЦИОНАЛИСТОВ ТРЕЩИТ ПО ШВАМ
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
График переселения по программе реновации опубликуют в начале следующего года

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры