Первым делом пистолеты, ну а девушки потом

Похоже, история с американскими подростками, учинившими расстрел в обычной школе, получила вторую жизнь в кино: связка Америка-оружие-дети стала благодатной почвой, на которой один за другим появляются фильмы, приносящие своим авторам известность
Достаточно вспомнить такие громкие кинокартины, как "Слон" Гаса ван Сэнта и "Боулинг для Колумбины" Майкла Мура. Конкурсный фильм ММКФ "Дорогая Венди" Томаса Винтерберга по сценарию Ларса фон Триера (вместе они стояли у истоков кинематографического проекта "Догма") вновь обращает внимание к психологии вооруженного до зубов ребенка.

Дергающаяся камера, напоминающая репортажные кадры, крупные планы лиц и страсть к созданию плана — все это отсылает к "догматическому" прошлому авторов, и даже более того — обещает открыть европейское видение эксклюзивной американской проблемы.

Небольшой шахтерский городок, подростки, компенсирующие избыток здравого смысла обывателей буйством фантазии, и пистолеты — основные ингредиенты, лежащие в основе сюжета. Но, как нетрудно догадаться, для европейского кино этого слишком мало, поэтому появляется тема интеллектуального клуба поклонников оружия. Для главного героя фильма, Дика, оружие даже больше, чем символ, — он любит свой дамский пистолет Венди, купленный в комиссионке, любит до болезненной ревности.

Между тем Дик еще и убежденный пацифист, для которого кодекс Денди все равно что для самурая — Бусидо. Он и его друзья в свои 16 лет неплохо стреляют, но они далеки от того, чтобы грабить почтовые поезда (не слишком-то по-американски) или устраивать разборки с парнями, живущими на соседней улице. Духовный лидер и заводила компании, Дик, подобно Тому из "Догвиля" Ларса фон Триера, желает большего — он хочет доказать обратное здравому смыслу — что ружье, висящее на стене, не стреляет.

Однако на практике эта теория оказываются не очень-то живучей. Желая доказать, что настоящий денди — воплощение благородства, Дик решает продемонстрировать психически нездоровой старушке, что ей нечего бояться происходящего на улице — ведь рядом компания денди, всегда готовых прийти на помощь. И тут иллюзии начинают рушиться, поскольку в дело вмешивается случайность, опрометчиво не включенная Диком в план действий. Точно по схеме, начерченной героем, остаются лежать уже на настоящей, а не нарисованной, мостовой юные романтики как доказательство того, что мир вряд ли можно изменить. Подобно самураю, который проиграл сражение и делает себе харакири, Дик теперь мечтает умереть, но не от случайно выпущенной пули — а от пули, выпущенной из дула его любимой Венди.

Несмотря на однозначность ответов, круг которых определен, когда речь заходит о детском насилии, фильм получился значительно менее категоричным, чем, к примеру, "Слон" у Гаса ван Сэнта. Так же, как и в картине "Торжество", Томас Винтерберг в равной степени благоволит к светлой и темной стороне жизни, характеров своих героев, показывает личность как сгусток энергии, выплеск которой всегда непредсказуем. И в самом деле, кто виноват в том, что эти дети не поверили утверждению: если ружье висит на стене, оно обязательно выстрелит?..

Роман Соколов

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *