Уничтожат ли кино высокие технологии?

Уже несколько десятилетий мы слышим разговоры о том, что под влиянием высоких технологий традиционное кино умирает или даже умерло. И при этом продолжаем смотреть фильмы не только с кино- или телеэкрана, но и с обычного компьютера и ноутбука.

И при этом подключаем наушники, чтобы не отвлекаться, и прерываем удовольствие от фильма лишь чтобы просмотреть почту или почитать свои любимые блоги. С точки зрения многих киноведов мы таким образом совершаем грех перед священными традициями кинематографа и приближаем его гибель.

С точки зрения «серьезных» и «традиционных» любителей кино такой вид просмотра фильма является компромиссом. Однако непонятно, по сравнению с чем? Должны ли мы обязательно сидеть в темном, полном незнакомых людей помещении перед большим экраном, на который проецируются кадры с киноленты? Или смотреть рекламу и упускать важные эпизоды во время неизбежных походов в туалет?

Убивают ли кино высокие технологии? Телевидение, может быть, даже больше чем любой из разновидностей компьютера. Человек может наслаждаться просмотром любого фильма, не выходя из дома и не прерываясь на рекламу.

Однако вам скажут, что настоящее кино – это своего рода магия. И просмотр фильма в кинотеатре как приобщает людей к культуре, так и дает им возможность почувствовать общность. Нужны все детали ритуала – темнота, благовейная тишина, запах поп-корна – и нынешнее время подвергается жестокой критике с точки зрения ностальгирующих киноведов.

Однако в последнее время уже ясно, что возможность посмотреть фильм практически в любой обстановке – даже на работе – а также вездесущий YouTube и его аналоги никогда не приведут к исчезновению кинотеатров.

Ведь к этому не привел ни подъем популярности телевидения в конце 1940 года, ни распространение видеомагнитофонов в начале 1980-х. Телевидение и кино сливаются друг с другом, так что наиболее успешные телевизионные программы имеют качество «кинематографичности». Однако кино все еще не потерпело поражения и не превратилось в видео.

В первые годы наступления телевидения, Голливуд ответил на это появлением широкоэкранных форматов и дальнейшим увеличением киноэкранов. Это все обеспечивало зрителю сенсорное погружение в картину – чего он никогда не мог добиться при просмотре фильма по телевидению.

Домашние системы в конце концов широко распространились, но их диалектическое взаимодействие, и, соответственно, развитие продолжается. Во времена VHS видеоверсии фильмов были искаженными, движение камеры и композиция разрушалась – и поэтому преимущество кинотеатров казалось очевидным.

Сейчас ситуация с качеством телевизионной версии значительно лучше. Размер и форма телеэкрана изменились, и стали больше походить на киноэкран. А новейшие DVD предлагают совершенно невероятное качество видеоизображение.

Сейчас любой желающий может даже приобрести домашний кинотеатр – то есть, экран и кинопроектор – и устроить у себя дома самый настоящий кинопросмотр. Вездесущность экранов – и камер означает скорее не смерть, а трансформацию кинематографа – он уже не тот, каким мы знали его все эти годы. Однако сейчас появилось множество снятых на «мыльницу» короткометражных, а подчас – суперкороткометражных фильмов, в изобилии имеющихся в YouTube.

Среди них – разного рода импровизированные скетчи, политические комментарии, а также видеозарисовки на тему абсурдности современной жизни. В соседстве с этим новым жанром и телевидение, и кино кажутся громоздкими и устаревшими.

И все-таки, если дальнейшее существование телевидения действительно под вопросом, то кино, скорее всего выживет. Операторы-любители, использующие цифровые камеры, будут изучать теорию классического монтажа, а затем применять ее на практике с помощью Adobe Premier.

В то время как профессионалы будут копировать зернистую структуру видеозаписей, а также копировать неповторимые черты пиратских копий, сделанных в кинотеатрах с помощью камер мобильных телефонов.

Возможно, кино действительно умерло, но его, как минимум, ожидает замечательная жизнь после смерти.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить