Голубой экран - ребята, давайте жить дружно!

В последнее время фильмы, которые по традиции называются controversive (спорными), а на деле могут быть названы просто gay/lesbian, все чаще выходят на широкий экран. Создатели «голубой» драмы «Горбатая гора» получили Оскара, так что, кажется, скоро, все чаще в фильмах будет появляться однополая любовная линия.

Во всех западных странах растет толерантность по отношению к людям нетрадиционной ориентации, и в связи с этим, в популяризации гей-культуры нет ничего удивительного. Однако все их сюжеты объединяет одна черта, которая заставляет встревожиться даже самых политкорректных граждан.

Казалось бы, люди разных национальностей, полов, наций, а также разной ориентации должны жить в мире и дружбе. Однако идеей любой «спорной» драмы – зачастую непримиримая враждебность между «нашими» и «не нашими».

Пропаганда межнациональной розни запрещена, но так почему же не запрещена пропаганда враждебности между лицами разной ориентации?

И это еще не все. Посмотрев фильмы, в которых центром повествования оказывается однополая любовь, мы с ужасом убеждаемся, что гомосексуализм героя является индульгенцией от любых аморальных (точнее, антиморальных) или даже уголовных поступков.

Героиня фильма «Покажи мне любовь» 1998 года (автор сценария и режиссер Люк Мудиссон) Агнес – лесбиянка. Строго говоря, в начале фильма она лесбиянка лишь по убеждениям. На деле ей не удается наладить не только любовных, но и простых дружеских отношений с подругами по школе.

Наша героиня, между прочим, будущий психолог, демонстративно выгоняет из дома девочку-инвалида, явившуюся к ней на день рождения – единственного человека, который согласен поддерживать с ней отношения. Кажется, гетеросексуальная девушка после такого поступка утеряла бы право на звание положительной героини. Но что позволено Юпитеру…

Еще мрачнее ситуация, изложенная в фильме «Кто убил Виктора Фокса?» В Америке погибает известный британский певец Виктор Фокс. Он – красавец, кумир миллионов женщин, в одной руке микрофон, а в другой бокал шампанского (как у Фредди Меркьюри).

Его дом, вход в который завален цветами и осажден скорбящими поклонниками, захватывает его слуга Даг Симпсон. В грубой форме он заявляет, что Виктор всю жизнь был геем, что он, слуга, на самом деле был его любовником, и что дом оставлен ему по завещанию.

Примечательно, что никакого завещания и даже свидетельств о том, что Даг был любовником Виктора не находится до самого окончания фильма. Авторы (то ли случайно, то ли намеренно) даже не показывают воспоминаний Дага о его общении с Виктором.

И при этом он злобно заявляет поклоннице своего хозяина: «Вы понаехали сюда помянуть Виктора. Вы обложили мой дом погаными цветами. Звоните мне, чтобы поделиться больными фантазиями. Пусть я попаду в ад, но я никого не пущу на порог своего дома!»

Но это (во всяком случае пока) не его дом. На особняк Виктора, кажется, вполне законно претендуют три сестры Виктора и муж одной из них, адвокат. Они имеют характерную мимику и голоса отрицательных персонажей, однако до конца фильма не делают ничего плохого.

Они просто собираются выманить Дага и сменить замки – потому что у него нет ни прав, ни доказательств. Они хотят сделать из дома Виктора музей. И они утверждают, что Виктор не был гомосексуалистом.

Героиня фильма – одна из поклонниц Виктора Грейс - оказалась настолько политкорректной, что во всем поверила Дагу и стала звонить своему бывшему мужу – адвокату, с целью выяснить, как Даг может доказать свое право на дом. Оказалось, что это не так уж сложно. Официальные документы необязательны – нужны совместные фотографии или письма.

Однако Виктор в момент, когда требуется доказать хотя бы его знакомство с Виктором, предъявляет в газету, в которой изображается встреча Виктора в аэропорту, а он, прислуживая ему, попадает в кадр. У него нет его нормальной фотографии – которую любящий человек обычно дарит на память любимому.

Во всем фильме Даг выражает крайнюю ненависть к женщинам – и заявляет, что Виктор тоже их ненавидел. Если верить ему, то он ненавидел свою публику, людей, для которых он пел… А любил он, по его словам – его, Дага, только его одного.

Впоследствии Даг совершает совершенно поразительный для любящего человека поступок – он передевает мертвого Виктора в женский пеньюар, надевает на его голову женское же украшение - диадему, и в таком виде выставляет его на обозрение публики. Чем, как Виктор этого заслужил – внезависимости от того, был он геем или гетеросексуалом?

В дальнейшем выясняется, что Даг попал к Виктору необычным образом. Он сочинял песни, и надеялся, что Виктору они понравятся. Однако Виктор нашел эти песни бездарными – а Виктора взял не музыкантом в группу, а слугой для уборки дома.

Кто убил Виктора Фокса, в фильме так и не выясняется. Даг «почему-то» предполагает, что это сделал чикагский арбалетный маньяк, о котором пишут газеты. Затем они с Грейс (поклонницей Виктора) и ее карлицей-снохой едут в Чикаго и убивают мобильником какого-то бомжа.

Судя по всему, погибший бродяга и вправду был преступником. Однако никаких доказательств, что этот гражданин имел какое-то отношение к убийству Виктора Фокса, в течение фильма так и не находятся.

Любопытно, что они после этого убийства (пусть даже у них и есть смягчающие обстоятельства) искатели приключений не подвергаются никакому судебному преследованию.

Полиция без доказательств принимает доводы Дага о том, что это и есть убийца Виктора, и они вместе с Грейс принимают участие в ток-шоу, посвященной памяти певца.

«Я не неудачник, это Виктор неудачник», - заявляет Даг в одном из эпизодов фильма. И, кажется, что так оно и выходит. В этом странном мире геям все позволено. Вплоть до осквернения праха и даже убийства.

Художественный уровень самого последнего и популярного фильма такого рода - «Горбатой горы» гораздо выше, и взаимоотношение людей разной ориентации там в целом показаны более человечными. И все-таки…

Герои – непонятно, геи или бисексуалы, - привязаны к своим женам (ужасным женщинам, между прочим) и детям (которые в финале оставляют одного из героев – Энниса, который пожертвовал ради них всем).

К тому же, в фильме показывается ситуация, которая для нашего времени просто нетипична. Злые преследователи геев ни за что ни про что убивают хорошего человека Джека только за его нетрадиционную ориентацию и оставляют безутешным и одиноким его друга.

Увы, в кинематографе почти не поднимаются проблемы, с которыми по вине геев сталкиваются гетеросексуалы. А ведь ни для секрет, что туалеты в нью-йоркским метро закрываются из-за «страха перед преступностью», а точнее – из-за того, что геи пытаются там насиловать гетеросексуальных мужчин.

Сейчас много говорится о гетеросексуальном харассменте, но ни слова о харассменте гомосексуальном – между прочим, явлении также весьма распространенном. И никому не пришло в голову снять в фильм, в котором гей приходит к мысли, что гетеросексуалы – тоже люди, и может быть, не стоит уж так осложнять им жизнь.

Люди разной ориентации должны жить в мире. И если «традиционалы» готовы быть терпимыми, понимающими, то они вправе требовать того же и от геев. И фильмы, резко противопоставляющие «право имеющих» геев и плохих по определению гетеросексуалов, в конце концов, вряд ли полезны для улучшения взаимоотношений людей с разными взглядами на секс.

Толерантность не может и не должна быть односторонней. А значит, фильмы, затрагивающие тему взаимоотношений геев и «натуралов», должны наводить между нами мосты, а не способствовать росту враждебности.

Читайте еще в разделе "Культура". 

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить