Питер Гринуэй на юбилейном ММКФ предрекает кинофестивалям судьбу динозавров

Знаменитый английский режиссер-авангардист, писатель и художник, почетный гость юбилейного Московского международного кинофестиваля Питер Гринуэй убежден в том, что кинематограф, а также кинофорумы постигнет та же участь, что и динозавров. «Вы напрасно тратите свое время на фестивале - фестивали больше никому не нужны, - говорит мэтр. – Пора бы вам заняться каким-нибудь более полезным занятием». По его словам, «вымирание» в частности кинофестивалей началось после 1983 года, когда изобрели пульт дистанционного управления.

Питер Гринуэй, создатель таких картин, как «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Живот архитектора», «Восемь с половиной женщин», «Интимный дневник», «Тайны ночного дозора», в рамках ММКФ прочел лекцию «Кино мертво. Да здравствует кино!» и представил свой мультимедийный перфоманс «Чемоданы Тульса Люпера». В последнее время Гринуэй известен еще и тем, что на протяжении нескольких лет в своих заявлениях публично хоронит кинематограф, в том числе и все существующие кинофестивали. Так, прибыв на ММКФ, он иронично предупредил: «я приехал в Москву на 2,5 дня не для того, чтобы комментировать смерть кинематографа».

Впрочем, обойти свою излюбленную тему режиссер не смог: «Сейчас я вернусь к своим обычным провокациям, - заявил он. – « Да, кинематограф мертв. Я бы сравнил то, что происходит сейчас с кинематографом, с гибелью динозавра. Знаете, если динозавру в понедельник выстрелить в голову, то до пятницы его хвост все еще будет болтаться. Надо только решить, когда наступит эта пятница». Питер Гринуэй призвал всех, кто имеет хоть какое-то отношение к кинофестивалям, последовать его примеру и заняться чем-нибудь более полезным.

Фотогалерея: Все народы в гости к нам. Красная дорожка 30-ого ММКФ

Сегодня Гринуэй отошел от кинематографа как такового и, главным образом, занимается мультимедийными инсталляциями, световыми перфомансами, которые демонстрирует в выставочных центрах и художественных галереях по всему миру. Одно из этих направлений в творчестве мастера представлено в его фильме «Чемоданы Тульса Люпера». Гринуэй – прирожденный художник, ставший профессионалом, а кинематограф всегда считал не более, чем своим увлечением: «Кино как раз было отходом от основного рода деятельности. К тому же, в кино для меня всегда было важно, прежде всего, изображение. Теперь я вернулся к тому, с чего начинал». К слову сказать, попробовать себя в качестве режиссера Гринуэй решил после того, как в шестнадцатилетнем возрасте посмотрел «Седьмую печать» Ингмара Бергмана.

Увлечение кинематографом, однако, принесло Питеру Гринуэю целый ряд престижных наград: премия как лучшему режиссеру за фильм « Интимный дневник» на фестивале в Сиэтле (1997); приз зрительских симпатий на МКФ в Варшаве за «Книги Просперо» (1992); приз Международного фестиваля в Каталонии как лучшему режиссеру за картину «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989); премия Каннского кинофестиваля за вклад в искусство и приз зрительских симпатий за фильм «Отсчет утопленников» (1988).

Читайте еще заметки в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *