Рецензия на фильм "Спасти мистера Бэнкса"

"Спасти мистера Бэнкса": Что гложет Мэри Поппинс?

Сегодня, 23 января, на российские экраны выходит долгожданный фильм "Спасти мистера Бэнкса" — выбитая академиками из гонки за "Оскар" история о том, как Уолт Дисней уговорил создателя Мэри Поппинс Памелу Трэверс позволить его студии снять фильм по ее главному детищу. Кто же такой этот несчастный мистер Бэнкс и почему его нужно спасать?

Мистер Хэнкс и миссис Томпсон

Несколько дней назад в Лос-Анджелесе объявили номинантов на "Оскар", и все получилось как обычно: киноакадемики озвучили именно то, чего мы от них ждали, все-таки повергнув в недоумение парой-тройкой своих решений.

В первую очередь это касается фильма "Внутри Льюина Дэвиса" братьев Коэнов, который киноакадемия проигнорировала полностью — о нем читайте в "Правде.Ру" завтра, 24 января. Однако картине "Спасти мистера Бэнкса" многие тоже предвещали хотя бы парочку основных номинаций — за фильм и за главную женскую роль уж точно. В итоге - только номинация за саундтрек. И это очень странно, учитывая, насколько значительный эпизод киноистории США описывается в нем.

Читайте также: Место под соснами Дерека Сиенфрэнса

Итак, более 20 лет Уолт Дисней (Том Хэнкс) уговаривает англо-австралийскую писательницу Памелу Трэверс (Эмма Томпсон) продать ему права на экранизацию произведений о ее культовой героине Мэри Поппинс. "Спасти мистера Бэнкса" повествует о том периоде 1961 года, когда эти попытки в итоге увенчались успехом. Памела Трэверс приезжает в США, где начинает лично участвовать в процессе создания фильма о Мэри Поппинс, доводя до иступления сценариста, композиторов, секретарш и самого Диснея.

Создатели "Спасти мистера Бэнкса" проделали огромную работу, получив доступ к уникальному архиву, в том числе к записям репетиций, на которых можно было услышать все претензии и радикальные предложения Трэверс. В конце, уже во время титров, нам даже включат такую запись — настоящая редкость. Один из братьев Шерман, тех самых композиторов, попавших под ее горячую руку (здесь их играют Джейсон Шварцман и Б. Дж. Новак), лично консультировал съемочную группу, рассказывая историю за историей о том времени. Фильм снят по сценарию Келли Марсель. В 2011 году он был признан одним из лучших непроданных сценариев Голливуда. Чтобы соответствовать своим персонажам, Томпсон сделала химическую завивку, а Хэнкс отрастил усики и слушал записи речи Уолта Диснея. Режиссер фильма Джон Ли Хэнкок до этого снял великолепную картину "Невидимая сторона" — основанный на реальных событиях фильм о том, как состоятельная семья берет к себе под опеку неуклюжего чернокожего подростка. Фильм действительно получился очень жизненный и добрый, и из "Спасти мистера Бэнкса" его создатель тоже старался выжать добра по максимуму, сразу видно.

Из Тома Хэнкса получился великолепный Уолт Дисней. Уж не знаю, заслуга ли это гримеров, или самого актера, но в некоторых сценах сходство было феноменальным.

И разумеется, никто не подошел бы на роль Памелы Трэверс лучше, чем Эмма Томпсон — еще в "Персонаже" 2006 года она доказала, что играть эксцентричных писательниц, витающих где-то очень далеко от нашего грешного мира, — ее конек. И я все еще не понимаю, почему вместо того, чтобы освежить ее номинации в этом году, академики решили дать 18-й шанс Мэрил Стрип — которая, несомненно, одна из лучших актрис современности, однако в этом году вполне могла бы остаться и незамеченной, ничего страшного бы не случилось.

И снова здравствуйте, Мэри Поппинс

Вопрос, который я задал вначале: "Кто такой мистер Бэнкс?" — является, на самом деле, важным критерием того, понравится ли вам этот фильм. Интересен он будет в первую очередь именно тем, кто знает на него ответ. Я к тому, что пошли бы вы, скажем, на фильм про Джона Леннона, не услышав до этого ни одной его песни? Вполне возможно. Но вам было бы и вполовину не так интересно, как битломану. Возможно, в данном случае я несколько преувеличиваю — это все-таки не байопик, да и основная идея фильма, которую стремился передать через реальных исторических персонажей Хэнкок, лежит в пределах общих для нас с вами материй. Но "Спасти мистера Бэнкса" все равно получился очень американский. В конце концов, есть ли среди вас те, кому диснеевская Мэри Поппинс ближе советской? Подозреваю, что о самом существовании отхватившего в 1964 году шесть "Оскаров" мюзикле знает гораздо меньше россиян, чем о телефильме "Мэри Поппинс, до свидания" режиссера Леонида Квинихдзе.

Во флешбэках, связанных с детством Памелы, а точнее, Хелен Линдон Гофф (именно так ее звали когда-то), отца девочки, ключевого для понимания фильма персонажа, играет Колин Фаррелл. Надо признать, этому ирландскому хулигану удалось передать все оттенки непростой души человека, чувство вины за смерть которого, по сути, и подарило нам Мэри Поппинс. Его звали Трэверс Гофф, именно в честь него писательница взяла псевдоним, и именно его она хотела спасти с помощью придуманной ею няни-волшебницы. Мистер Бэнкс — это отец семейства, няней детей которого и становится Мэри Поппинс, и нетрудно догадаться, что образ его был списан именно с Трэверса Гоффа.

Он очень любил свою дочь и старался сделать так, чтобы вся окружающая действительность воспринималась ею как сказка — в то время как сам не мог эту самую действительность принять, работая на ненавистной работе и стараясь заглушить несоответствие души телу пьянством. Любопытный момент: в фильме переезд семьи Гоффа из богатого дома с прислугой в старенькое, но просторное ранчо где-то на окраине демонстрируется как нечто трагичное. И сам Гофф ведь получил на новом месте неплохую работу в банке, причем его босс, судя по всему, не был плохим человеком — он был строг и требовал неукоснительно выполнения положенного количества работы, только и всего. Но Гофф почему-то не мог так жить. Не спорю, его можно понять, особенно если учесть, что жена его почти не поддерживала. Однако если расставить все человеческие жизни на один пьедестал по уровню проблем, которые приходится преодолевать, то его жизнь не была даже тяжелой. Не мне судить, конечно: мало кто способен облегчить свои страдания, просто сказав себе, что кому-то хуже. Однако трагедией жизнь Трэверса Гоффа точно не была.

Будущая великая писательница очень любила отца. Она не была рядом, когда он умер, и в результате всю жизнь жила, пытаясь его "спасти" - хотя бы с помощью творчества. Именно этот психологический момент: способность прожить всю жизнь, делая что-то просто в ответ на какую-то историю из детства, выполняя родительские наказы, невольно или намеренно прописанные в жизненном сценарии, или просто борясь с чувством вины, которого вообще не должно быть в описываемой ситуации, — Хэнкок и показал нам при помощи истории о Диснее и Трэверс. Именно этот момент превращает фильм из байопика в драму для широкого круга зрителей.

"Раскусив" этот железобетонный орешек, Дисней "освободил" Трэверс от бремени, которое душило ее много лет. И не удивительно, что, став "свободной", никого ярче Мэри Поппинс вернувшаяся к писательской работе Трэверс так и не придумала.

Читайте также: Ирония судьбы, или Руки прочь от киноклассики

Лучи добра

Несмотря на не слишком давящий психологизм, с количеством доброты на кадр Хэнкок переборщил: "Спасти мистера Бэнкса" получился чересчур сахарным. С самого начала понятно, что Трэверс, настроенная в штыки, в итоге станет с этими людьми (даже с водителем, сыгранным Полом Джаммати) чуть ли не лучшими друзьями, и в некоторых сценах (в той, где она, например, начинает приплясывать, когда ей все-таки нравится песня, написанная братьями Шерман) происходящее хоть и вызывает улыбку, но заставляет краснеть, потому что как-то неловко становится. Разумеется, чудачества Трэверс будут вызывать улыбку бессчетное множество раз, а переведенные и продублированные песенки, которых здесь, кстати, очень много, невольно напомнят о любимых диснеевских мультиках. Однако, принимая во внимание уровень мастерства задействованных в фильме актеров и тот факт, что сцен из непростого детства Пэм достаточно много, можно констатировать следующее: "Спасти мистера Бэнкса" — добротная и не слишком напрягающая комедийная драма (как бы нелепо это словосочетание не звучало), способная в паре сцен выжать несколько слезинок или хотя бы улыбок умиления даже у повидавшего жизнь сухаря с непробиваемым сердцем.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Темы банк
Обсудить