«Воскресший Адам»: собачья жизнь в нацистском концлагере

Героя одного из фильмов о Холокосте - "Воскресший Адам" заставили сделать тяжелейший выбор. Либо он идет в газовую камеру, либо живет в концентрационном лагере в полном комфорте в качестве собаки комманданта Клейна. В главной роли - Джефф Голдблум, знакомый нам по фильму ужасов "Муха". Между двумя работами актера, безусловно, есть нечто общее.

Джефф Голдблум с его темными глубокими глазами и большим, как у клоуна, выразительным ртом всегда считался универсальным актером, способным показать множество ликов одного и того же персонажа.

В «Мухе» он превосходно передал, как в процессе превращения героя в получеловека-полунасекомое меняется и его личность. В «Воскресшем Адаме» есть нечто подобное – попавшему в руки нацистов цирковому артисту предстоит многократно измениться – и отнюдь не к лучшему.

В начале «Воскресшего Адама», снятого Полом Шрейдером по опубликованному в 1968 году роману израильтянина Йорама Канюка, персонаж Голдблума – величественный цирковой маг и шпагоглотатель.

Харизматический цирковой артист еврейского происхождения, выступавший в 1930-е годы в Берлине, Адам выживает в Холокосте за счет своих актерских навыков – но примененных совершенно жутким образом. Помимо идей, выраженных в фильме – в том числе и о том, кто же нормален в этом безумном мире – «Воскресший Адам» заставляет зрителя еще и поразмыслить, насколько пригодна книга Канюка для экранизации.

Роман, с восторгом принятый критиками в конце шестидесятых и удостоеный сравнения с «Уловкой-22» и произведениями в духе «магического реализма» Габриэля Гарсия Маркеса, использовал концепцию обхождения с человеком как с собакой – причем в буквальном смысле.

Нацисты заставили Адама сделать тяжелейший выбор - либо он идет в газовую камеру, либо живет в концентрационном лагере в полном комфорте в качестве собаки комманданта Клейна (Уиллем Дефо) – нацистского офицера, которому такая гениальная идея пришла после выступления Адама с дрессированными собаками.

«Воскресший Адам»: собачья жизнь в нацистском концлагере
«Воскресший Адам»: собачья жизнь в нацистском концлагере
В те моменты, когда Адам не должен был изображать собаку, он бросался играть на скрипке и развлекать других заключенных – в том числе, собственных жену и дочь. Впрочем, близких людей героя в конце концов отправили в газовую камеру.

Действие фильма перескакивает во времени из тридцатых в сороковые (черно-белые кадры) к пятидесятым и началу шестидесятых (цветное изображение). После войны Адам стал пациентом психиатрической больницы для пострадавших во времена Холокоста в пустыне Негев.

В этих сценах из сумасшедшего дома Адам несколько напоминает Мак-Мэрфи в «Полете над гнездом кукушки», и, между прочим, так же, как и он принимает решение бежать. Правда, главная медсестра (Эйлет Зарер) вовсе не на ножах с ним, а наоборот, чересчур страстно в него влюблена – но в некоторых случаях любовь ненамного лучше ненависти.

После концлагеря у Адама развился навязчивый страх перед собаками. И при этом жизнь столкнула его с Давидом (Тюдор Рапитену) – одичавшим ребенком, который считает себя собакой. На деле он постоянно ползает, закутавшись в простыню, и больше напоминает привидение, чем животное.

Благодаря дружбе с Адамом, мальчик встает с четверенек на ноги и начинает говорить на человеческом языке. В свою очередь, он сам приводит своего старшего друга в нормальное состояние.

В финале каждый участник фильма вместе со зрителем приходит к выводу, что нормальность, возможно, это еще не все – ее недостаточно. Безумие дает человеку какие-то прозрения, которых ему не хватает в нормальном состоянии, но и оно, безусловно, не выход.

Шрейдер и автор сценария Ной Столлман отказались от каких-то романтических, эмоциональных сцен. Они не показали, например, как Адам провожает взглядом своих жену и дочь, идущих в газовую камеру. Отцовские чувства Адама к маленькому Давиду тоже достаточно сухо выражены – и это при том, что взаимная симпатия этих людей вроде бы возросла до такой степени, что помогла им излечиться.

Многое в фильме строится на черном юморе, сарказме. Однако и они иногда могут выполнять функцию пафоса. Вероятно, таким скрытым образом создатели «Воскресшего Адама» и попытались выразить наиболее светлые стороны своих героев.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить