Первому мультфильму исполнилось 100 лет

Ровно столетие назад увидел свет первый анимационный фильм под названием «Фантасмагория или Кошмар фантоша» («Fantasmagorie») французского художника-карикатуриста Эмиля Коля – первооткрывателя в области анимации, вдохнувшего жизнь в рисованные фигуры - «фантоши» (от французского fantochе, которое, в свою очередь, восходит к итальянскому fantoccio кукла, марионетка). Премьера мультфильма состоялась в Париже на экране театра «Жимназ» 17 августа 1908 года.

«Фантасмагория» создавалась при помощи уникальной в то время технологии - на белой бумаге режиссер рисовал темные контуры рисунка, а потом отпечатывал их на негативе, получая таким образом эффект рисунка, выполненного мелом. На «Фантасмагорию» у Эмиля Коля ушло 700 рисунков, а ее хронометраж составляет почти две минуты.

Эмиль Коль (настоящее имя – Эмиль Курте), французский режиссер, художник-карикатурист был учеником известного художника Андре Жиля. До начала своей работы в кинематографе, Коль создавал иллюстрации в различных журналах в виде рассказа в картинках без подписей.

Эмиль Коль был великолепным карикатуристом; в компании с другими художниками, как и он, помещавшими свои рисунки в журнале «Черная кошка», входил в «Клуб Гидропатов». Его предельно лаконичные рисунки были полны движения и словно сами просились на экран.

Кроме этого, Коль занимался фотографией, работал в качестве фотографа на киностудии Gaumont, там же с 1907 был сценаристом и режиссером. Лента Дж. С. Блэктона «Отель, населенный призраками» (1907), где действовали одушевленные предметы, подсказал ему идею новой техники: Коль придумал делать для каждой фазы движения отдельный рисунок и нашел подходящие технические средства.

На счету Эмиля Коля два открытия - отдельный рисунок для каждой фазы движения и съемки камерой, укрепленной вертикально. Эти приемы и сегодня остаются основными принципами работы в рисованной мультипликации.

C 1913 года Коль работал в США; в1917-1918, вернувшись во Францию, создал серию из пяти фильмов, которая называлась «Приключения никелированных ног». После окончания Первой мировой войны вкусы публики изменились, и успех покинул его. Эмиль Коль доживал свои дни в приюте для бедных. В январе 1938 он стал жертвой несчастного случая и умер от ожоговых ран.

Фильмография Коля насчитывает около трехсот работ, но большинство из них не сохранились. Среди известных и уцелевших мультфильмов мастера такие как «Фантасмагория», «Кошмар марионетки», «Драма у марионеток», «Ожившие спички» (1908), «Превращения», «Бегающая лампа», «Веселые микробы» (1909), «Двенадцать подвигов Геракла», «Маленький Фауст», «Художник неоимпрессионист» (1910), «Приключения клочка бумаги», «Месть духов» (1911), «Ожившие игрушки» (1912).

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Темы жилье
Обсудить