К 90-летию Ингмара Бергмана: «Для меня было бы лучше, если бы я был неизвестен»

Знаменитый шведский кинодраматург, писатель и режиссёр Эрнст Ингмар Бергман не дожил год до 90-летия. На его счету около 45 картин, снятых в период с 1946 по 2003 год. Мировую известность ему принесли такие ленты, как «Земляничная поляна», «Седьмая печать», «Улыбки летней ночи», «Причастие», «Молчание», «Персона».

В основу, практически, всех картин Бергмана легли сложнейшие переживания человека в поиске себя, экзистенциальные встречи с внутренней и внешней пустотой, интеллектуальная эротика, любовь по Аристотелю – все, что подводило его работы под так называемое «другое кино» и делало поистине уникальным явлением в кинематографе.

«Когда я стою на сцене или перед камерой, то инстинктивно чувствую, что нужно делать, и знаю при этом, как это сделать, - говорил Бергман. – Но в обыденной жизни я не могу ответить на вопрос: «Какую ты хочешь комнату: ту или эту?» Мне все равно. Выберите для меня сами». И в этом был весь он.

Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Упсала в семье лютеранского священника. Окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. Уже в начале 30-х годов он решил посвятить свою жизнь театру и кино. В 1941 году Бергман трудился в киноиндустрии, как профессиональный редактор-сценарист. Свой первый сценарий – «Травля» - он написал в 1944 году.

Это положило начало работе Бергмана и в режиссуре. В 50 - 60-х годах Ингмар Бергман получил мировую известность, признание публики и уважение критиков. В то время увидели свет такие фильмы как «Летняя интерлюдия», «Женщины ждут», «Вечер шутов», «Урок любви», «Рядом с жизнью», «Девичий источник».

Каждая картина Ингмара Бергмана несла в себе загадочную философию успеха, построенную на квинтэссенции драматургии чувств, видении персональной действительности человека, исключительной интуиции, опытности и психологии, словно раскрывая гений режиссера, поскольку ничему из всего перечисленного научиться нельзя, как нельзя стать Бергманом, им можно было только родиться. «Будьте проще. Сделайте пустое лицо. Музыка и сюжет заполнят его», - говорил он своим актерам, что лишь подтверждает мастерство Бергмана как творца другой реальности, «другого кино».

В 70 - 80-е годы на экраны кинотеатров вышли фильмы Бергмана «Прикосновение», «Осенняя соната», «Из жизни марионеток», «Змеиное яйцо», «Фанни и Александр», ставшие классикой мирового кинематографа. Картина «Шепоты и крики», снятая в 1972 году, по праву считается визитной карточкой Бергмана. Эту ленту, собравшую свыше десятка международных наград, чаще всего рассматривают в качестве уникального бергмановского стиля .

Работая на съемочной площадке, Бергман оставался верным и театру – ведь свой творческий путь он начинал в 1940-и году именно в качестве театрального режиссера (Стокгольмский Королевский драматический театр). На его счету такие пьесы, как «Кошка на раскаленной крыше» по Теннеси Уильямсу, «Эрик XIV» по Августу Стриндбергу, «Пер Гюнт» по Генриху Ибсену, «Мизантроп» по Ж.-Б. Мольеру. Всего свыше 100 спектаклей, поставленных в разных театрах, в том числе и на сцене оперных театров.

В ноябре 1971 года Ингмар Бергман женился на Ингрид фон Россен, с которой прожил 24 года – вплоть до ее смерти в 1995 году. Из пяти браков режиссера этот был самым настоящим. «Смерть Ингрид… Мне невероятно трудно представить себе, что я никогда больше ее не увижу. Это невыносимая мысль. И эти две мысли о смерти пришли в неразрешимый конфликт, - рассказывал Бергман. – Я пробовал об этом писать. Но пока не могу, должно пройти время. Кроме того, я часто ощущаю присутствие Ингрид в комнате.

Или каким-то образом я ощущаю, что она совсем рядом. Может быть, это только проекция моих переживаний. На самом деле это не важно. Когда много времени проводишь в одиночестве, начинаешь разговаривать сам с собой. Но я разговариваю с Ингрид, и мне кажется, она мне отвечает. Она дает полезные советы, высказывает мнения о том, что я делаю или не делаю».

В 1997 году Бергман написал сценарий «Неверные», который в 2000-м экранизировала бессменная муза режиссера, норвежская актриса Лив Ульман, сыгравшая в десяти его картинах. Еще при жизни Бергмана называли одним из самых влиятельных кинематографистов XX века. Своим наставником в кинематографе его считали Андрей Тарковский, Алексей Герман, Александр Сокуров, Роберт Олтман, Вуди Ален. А восемь из девяти детей Бергмана также стали деятелями культуры и искусства.

«Сегодня никто не помнит имен тех, кто построил Шартрский собор. На мой взгляд, для художника большое счастье — работать анонимно. Но, когда такую большую роль играют средства массовой информации, — не получается. Для многих это даже источник вдохновения и стимул, - говорил Ингмар Бергман. – Для меня было бы лучше, если бы я был неизвестен».

Читайте еще заметки в разделе «Культура».

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить