"Судная ночь": Как не надо снимать триллеры

Смотрел и думал: если бы основа этого сценария попалась или пришла в голову Тарантино вместо "Джеки Браун" в конце 90-х, такой сочный фильм бы вышел! Увы, судьба распорядилась иначе. Чтобы вы сразу поняли, что представляет собой "Судная ночь", задам такой вопрос: вы видели, чтобы Итан Хоук за последние 10 лет снимался в чем-то стоящем?

Идея, которая легла в основу фильма, одновременно проста и интересна. Это, как в фильме "127 часов": что может быть проще, чем рассказать правдивую историю об экстремале, которому зажало руку валуном и который должен как-то из этой ситуации выбраться. Уже этого сюжетного фундамента хватает, чтобы заинтересовать зрителя. В фильме "Судная ночь" сюжетная основа тоже достаточно крепка: речь идет об Америке будущего, правительству которой удалось достичь минимального уровня преступности и безработицы, законодательно разрешив людям творить любые бесчинства ровно один раз в году в течение 12 часов. Довольно интересно, признайтесь!

Главный герой — примерный… хотя нет, лучше другое слово — типичный семьянин с женой и двумя детьми — мальчиком и девочкой. Девочка — в самом разгаре пубертата, гольфики, юбочка и отношение к отцу — соответствующие. Мальчик — прямо технический гений, лишенный должных навыков социализации и, по сути, виноватый во всем том плохом, что произошло с его близкими в этом фильме. Впрочем, чувство вины таким ребятам, особенно в столь юном возрасте, обычно не свойственно.

Так вот, этот самый типичный отец семейства здорово нажился на продаже систем по защите домов, способствующих безопасности людей в судную ночь, даже стал лучшим продавцом года. Правда, потом выясняется, что эти "неуязвимые" системы можно разрушить при помощи обычного тягача. Он и его жена мечтают о яхте, а в 18:00, когда судная ночь начнется, они будут наслаждаться просмотром прямых трансляций судной ночи по всей стране. Ах, да, а еще герой Итана Хоука любит, когда за столом рассказывают, кто как провел день.

Читайте также: Недорогая сказка для творческих людей

В общем, типичная семья, я все об этом же. Каждый год у них все проходит гладко, вот только сынок, бедный, очень грустит из-за того, что так все устроено. И именно он в один прекрасный момент впускает в дом чернокожего молодого парня, взывающего о помощи, сняв блокировку с системы защиты, тем самым продемонстрировав колоссальное пренебрежение своей семьей. Это еще проскочит у него, и не раз — например, в свое тайное убежище он тоже пригласит незнакомца с неизвестной судьбой, подвергнув риску свою сестру.

За незнакомцем приходят психованные детишки из богатых семей, главарь которых — весьма внушительный, в плане образа, молодой человек с лицом одновременно ангела и убийцы — лаская наш слух прекрасно поставленной речью, требует вернуть им "их добычу", иначе игра пойдет совсем по другим правилам.

Все. Имея эти несколько сценарных моментов, Тарантино мог бы сделать такую конфетку в своем стиле — с классическими сценами киношного насилия, неожиданными моментами, продуманными персонажами и главным героем, в отличие от Итана Хоука, имеющим свое лицо. Если бы это был конец 90-х, тогдашний Тим Рот подошел бы идеально. Но увы, глаза Тарантино тогда блестели огнем совсем в другую сторону.

Вы видели Итана Хоука в хороших фильмах за последний лет 10-12? Я не то чтобы следил за всей его фильмографией, но парочка поворотных моментов запомнилась — еще подростком в "Обществе мертвых поэтов" и в 2001 году в "Тренировочном дне", где он без сучка без задоринки сыграл рискового молодого копа, противостоящего "коррумпированному" Дензелу Вашингтону. А что было после 2001 года? Взглянув на список картин после этого, подозреваю, что вы либо "что-то слышали", либо вообще ничего не знаете о них, либо, предположим, смотрели, но не помните.

Здесь он играет с таким видом, как будто занимается неинтересной монотонной офисной работой: поскорее бы оттарабанить на съемочной площадке — и домой. У него четыре ребенка, по два от каждого брака, вы знаете. Может, правда на мужика давит груз семейных забот. В этом фильме его можно охарактеризовать как "бессвязная нюня", даже когда он убивает людей.

Вся середина "Судной ночи" после того момента, когда я заговорил о Тарантино, может стать основой для учебника "Как не нужно писать сценарии".

Читайте также: Клинт Иствуд: его путь через тернии к звездам

Вне зависимости от того, насколько глубоки ваши познания в кино, многие из вас наверняка сыты по горло сценарными клише, связанными с неожиданными спасениями. То есть вот злодей готовится убить героя, но вдруг, по непонятной, вероятно, и ему самому причине, вдруг принимает решение немного поговорить. И в последний момент, перед неминуемой смертью, появляется спаситель, который не дает злодею завершить начатое. Здесь таких моментов штук пять, не меньше, и к последнему из них ты раздражен уже настолько, что, кажется, хотел бы устроить собственную судную ночь с Джеймсом ДеМонако — режиссером и сценаристом фильма.

Самое обидное — это, наверное, нераскрытый характер злодея, того богатенького мальчика с превосходной дикцией. Он неожиданно появляется и также неожиданно умирает, не проявив в себе ни капли маньячности, которая так и бурлит в его взгляде. Причем вина в этом, уверен, лежит не на его совести. Виноват тот же ДеМонако.

Философия фильма проста — в мире будущего государство не нашло другого способа бороться с безработицей и бедностью, кроме как дать богатым право уничтожать бедных. В принципе, тот факт, что бедные и сейчас вынуждены вкалывать до истерик, а дети богатых родителей "сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть", давно никого не удивляет и глаза никому ни на что не откроет. В фильме, разумеется, бедняк оказался более достойным человеком, чем кучка богачей. То есть, видимо, режиссер ставил себе цель все-таки указать на неизменяемую несправедливость этого неравенства. Фильм, кстати, уже возглавил американский прокат и собрал не менее 35 миллионов при бюджете в 3 миллиона. Что ты там говоришь, ДеМонако? Неравенство, да?

Если досидеть до титров и еще чуть-чуть, то последней фразой фильма будет — "Америка отняла у меня все". Подведен своеобразный итог: в будущем правительство США не найдет лучшего способа решать проблемы народа, кроме как официально стравливая людей друг с другом, прикрыв при этом себя покровом неприкосновенности. Тем, для кого каждый плевок в сторону США как глоток святой воды, этот фильм можно и посмотреть. Остальным же предлагаю просто пофантазировать на тему того, какой хороший фильм мог бы получиться, возьмись за него человек, умеющий делать кино, и какое наказание построже придумать для плохих сценаристов.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
КНДР пригрозила США неизбежным ядерным ударом
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Как США будут мешать инициативе Путина о миротворцах в Донбассе и что из этого выйдет
"Яблоко" предлагает России смириться
Чему русские научили Европу
"Кассини" заснял на кольцах Сатурна неопознанный объект
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
СМИ: ОБСЕ признала Крым частью России
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Полиция ищет равнодушного москвича, позволившего зарезать женщину
Самые популярные универсалы в России
СБУ вынуждено освобождать из тюрем "сепаратистов"
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат