Автор bucker

Спи спокойно, дорогой Клуни

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Спокойной ночи и удачи" (реж. Дж. Клуни)

В 1950 году сенатор от штата Висконсин Джозеф Маккарти заявил, что он располагает списками 250 американских государственных служащих, тайно состоящих в коммунистической партии или сочувствующих коммунистам. Их – цель – подрыв государственных устоев, их деятельность – угроза демократии.

Очевидно, что не Маккарти придумал сенатскую комиссию по антиамериканской деятельности. Очевидно также, что коммунистическая угроза порождена не больным воображением американцев. Действия по обе стороны линии фронта «холодной войны» велись достаточно активно.

Собственно, фильм Джорджа Клуни достаточно прохладно оцененный как в США, так в и в нашем прокате, но вызвавший и у них, и у нас приветственные восклицания критики, посвящен вовсе не Маккарти, а прессе, решающей как себя вести в ситуации, когда государство начинает «пресовать» гражданское общество.

Можно считать Клуни защитником левых, можно истолковать действия его героя – Эдварда Морроу (Эдвард Стретхерн), деликатно усомнившегося в методах расследования, к которым прибегает сенатская комиссия и ее председатель – подрывом общественных устоев. Но нас-то интересует совсем иной аспект темы.

В Америке, как известно хотя бы по фильму, после тактической победы журналиста последовало стратегическое «задвигание» его шоу на неудобное эфирное время. Это была интрига сочувствующих Маккарти или тоже реализация общественного заказа? Вот интересный вопрос.

Фильм Клуни заканчивается последним шоу Морроу, в котором тот бросает профессиональному журналистскому соообществу обвинение – в унижении, развращении зрителя пошлыми шоу, превращении телевизора в ящик с проводами. Вот знакомое, до боли родное…

Чего хотела публика? Что она видела? Обвинения, выдвигаемые Маккарти, обвинения, выдвигаемые против Маккарти, отказ от политического диалога, взаимное ожесточение. Это напоминало выступления незабвенного Доренко, издевавшегося в прямом эфире по поводу болезней Примакова, это напоминало влезание Киселева в семейную хронику

Афиша фильма
Афиша фильма "Спокойной ночи и удачи"
Ельцина.

Чем отвечает публика? Переключением каналов на Петросяна и Галкина. Что остается политике? Подковерная возня с непредсказуемыми последствиями. Потому что если они нас бросили, так мы их – тем более.

Понятно, что Эдварду Морроу нет места в эфире, где публика сводит счеты с политиками. Нет места в лучшее время на нашем Первом канале и для умеренного, пытающегося спокойно разобраться в российских темах Владимира Познера. Он у нас, как Морроу, в воскресном предвечернем часе, но не во всякое воскресенье. Кому-то кажется, что лучше не втягивать публику, лучше по-тихому. Кому-то кажется, что публику лучше держать на поводке или растравливать. Зачем с ней разговаривать? Говорить и решать будут в другом месте.

В этом-то случае никакие соседские цветные революции, никакие энергетические жуликоватости или восточные, террористические хитрости уже не покажутся нам серьезными национальными угрозами. Сами мы для себя – главная угроза.

Ночи после наших неудач могут быть долгими и беспробудными, а смены спасителей нации у расшатанных рычагов управления частыми и стремительными. Вот это и есть самая главная угроза распада страны, о которой нас много и часто предупреждали из Кремля. В том числе и те, кто может стать ее организаторами.

Не хватит ли «кассандрить», - слышу я ваше ворчание. Наверное, хватит. В фильме Клуни один из журналистов тихо кончает с собой, пока все его коллеги занимаются делом Маккарти. Конечно, прессы на все проблемы не хватает, а публике нужно продолжение представления. Разве не скушно смотреть фильм Клуни, черно-белый, с длинными диалогами, без убийств и погонь? Хочется привычной драматизации.

И вот уже трудно отделить этот момент истины от момента начала спектакля. Герой фильма никого не призывал на борьбу, не клеймил и не поднимал. Он просто просил подумать о рассказанном. Он взывал к гражданской сознательности, изо дня в день. Только-то и всего. Это такая долгая, трудная, бессонная работа – над собой. Может, ну ее?

Алексей Токарев

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Украшения, по классу и уровню мастерства изготовления сопоставимые со знаменитой коллекцией "скифского золота", которая в настоящее время удерживается в Нидерландах, были обнаружены в Крыму во время археологических раскопок.

Археологи нашли в Крыму золотые суперартефакты
Комментарии
Зачем Россия продает долговые бумаги США — Александр БУЗГАЛИН
Коварные англичане и троянский брекзит
Воины-волки: зачем люди ели собак четыре тысячи лет назад
Общественная палата РФ: выдворение из Украины журналистки ВГРТК — нарушение международного права
Зачем Россия продает долговые бумаги США — Александр БУЗГАЛИН
Зачем Россия продает долговые бумаги США — Александр БУЗГАЛИН
Тайный механизм работы "боевого наркотика" ИГ* раскрыли американские наркологи
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
На украинских урановых рудниках шахтеры начали забастовку
В американском штате Аризона зафиксирована вспышка чумы
Порошенко поручил расследовать дело об украинских технологиях в ракетах КНДР
Зачем Россия продает долговые бумаги США — Александр БУЗГАЛИН
В российском МИДе не поверили оправданиям Киева о непричастности к ракетным технологиям в КНДР
Китай и США: демонтаж прежних экономических отношений — Константин СИМОНОВ
Подтверждено Вованом и Лексусом: у Северной Кореи — ракетные технологии "Южмаша"
Сто дней президентства Макрона, или Утраченные иллюзии Франции
Донецк сообщил о предотвращении теракта на телевышке
Общественная палата РФ: выдворение из Украины журналистки ВГРТК — нарушение международного права
Дамаск: отравляющие вещества поставляют террористам США и Британия
Сто дней президентства Макрона, или Утраченные иллюзии Франции
В США вандалы исписали ругательствами памятник Линкольну