"Отель "Гранд Будапешт": шедевр черного юмора

Каждый новый фильм режиссера Уэса Андерсона — это всегда событие. По крайней мере, для любителей умного кино. При этом Андерсон хорош тем, что он все-таки не ударяется в болезненные артхаусные крайности и умничанье. И вот 13 марта в российский прокат выходит "Отель "Гранд Будапешт", получивший в этом году Гран-при Берлинского кинофестиваля.

Говорить о режиссерском стиле Уэса Андерсона можно долго. Да что там — о нем можно писать учебники, как о шахматной игре. Его комедии всегда трагичны и невероятно смешны, хотя до колик в животе смеяться не придется. Его чувство юмора поймут далеко не все, зато его понимают те многочисленные знаменитости, которые много и с удовольствием у него снимаются.

Самое удивительное тут вот что: хотя все его фильмы и не от мира сего, нельзя сказать, что его поклонники — это кучка киноманов-гиков, у которых проблемы с социализацией. И во время премьерного показа на Берлинском фестивале зал был забит под завязку. Каким-то образом Уэсу Андерсону удается создать вполне себе массовый арт-хаус, и "Отель "Гранд Будапешт", скорее всего, снова сыграет ему на руку в этом плане.

Сюжет фильма получился тоже очень "уэсандерсоновским" — сценарий, как обычно, писал он сам, в этот раз, правда, взяв за основу материалы писателя Стефана Цвейга. События разворачиваются в 30-е годы XX века в выдуманной восточноевропейской стране Зубровка. Именно там располагается отель "Гранд Будапешт", в котором работают чудаковатый элегантный консьерж Густав (Рэйф Файнс) и портье Зеро Мустафа (Тони Револори), которые ввязываются в серьезную авантюру: богатая пожилая и, увы, безвременно скончавшаяся постоялица завещала Густаву бесценную картину "Мальчик с яблоками". Разумеется, члены ее семьи, охочие до солидного наследства, не могут так просто это оставить.

Андерсон построил само повествование очень эффектно: вся основная история представляет собой рассказ того самого портье Зеро Мустафы, но уже в пожилом возрасте (постаревшего Зеро сыграл Ф. Мюррей Абрахам), молодому писателю — герою Джуда Лоу, который, в свою очередь, будучи уже почтенным старичком (пожилого "Джуда Лоу" сыграл Том Уилкинсон).

Читайте также: "Она": Матрица, подарившая любовь

Глядя на список актеров, задействованных в фильме, создается впечатление, что Андерсон пригласил сняться пару-тройку никому неизвестных персонажей, тогда как все остальные герои сыграны исключительно звездами первого и второго эшелонов.

Некоторые из них способны вызвать приступ смеха просто из-за того, какими их сделали гримеры. Это касается, например, почившей богатой старушки Тильды Суинтон, Эдварта Нортона с нелепыми усами или лысого зэка Харви Кейтеля, которого лично я узнал далеко не сразу.

Эдриан Броуди играет такого мерзавца, каким он, кажется, не был еще никогда, Уиллем Дэфо примерил на себя весьма идущий ему образ безжалостного немногословного убийцы-мотоциклиста. А еще взрослеющая звезда "Милых костей" Сирша Ронан, сыгравшая одну из главных героинь в нашумевшей "Жизни Адель" Леа Сейду, Джеф Голдблюм, Матье Амальрик, а на закуску — до смешного эпизодические Оуэн Уилсон и Билл Мюррей, которые уже давно стали эдакими символами творчества Уэса Андерсона.

Кое-кого я еще не назвал. Воистину в плане актерского состава "Отель "Гранд Будапешт" — это прям-таки "Неудержимые" независимого кино.

Сочетание высокоинтеллектуального юмора и гротеска — еще одно уникальное изобразительное средство Уэса Андерсона. В "Отеле "Гранд Будапешт" он довел этот и другие свои фирменные выкрутасы до совершенства. Причем это касается всех аспектов фильма.

Читайте также: "Ветер крепчает", а мастер — прощается

Во-первых, картинка: в каждом кадре выбрано такое соотношение цветов и такие операторские планы, что все их можно вешать в рамочке на стенку. Все это очень похоже либо на с любовью сделанную компьютерную игру в жанре квест (посмотрите сцены погонь — и вы поймете, о чем я), либо на лучшие образцы комиксов. А принимая во внимание работу Андерсона во время создания кукольного мультфильма "Бесподобный мистер Фокс" или так полюбившиеся многим декорации "Королевства полной луны"- еще и на один большой кукольный дом размером с одну несуществующую восточноевропейскую страну.

Во-вторых, музыка: многих порадуют балалаечные темы, сыгранные московским оркестром из 50 музыкантов в стиле, который мы привыкли ассоциировать с русским народным. И снова я рекомендую вам не пропускать финальные титры: на экране неожиданно появится смешной нарисованный человечек в аутентичной одежде, который будет под эту самую музыку танцевать.

В-третьих, сюжетные переломы — например, судьба главного героя, и намеренные преувеличения, вроде лыжной погони на немыслимых скоростях. В-четвертых, в-пятых и так далее додумайте сами.

Формально, конечно, Уэса Андерсона можно было бы упрекнуть в самоповторе, однако лично я бы предпочел назвать это стилем, а не копированием. Тем более что в антураж конкретной исторической эпохи Андерсон своих персонажей еще не помещал. Кроме того, здесь есть то, чего лично я у него ранее не замечал: тарантиновский черный юмор (парочка отрубленных пальцев и одна отрезанная голова) и неожиданная серьезность некоторых отдельных моментов — действие фильма-то разворачивается на фоне возвышения нацистской армии.

Многие западные критики уже навесили на фильм множество ярлыков: "самый искренний фильм года", "лучший фильм Уэса Андерсона", "лучшая роль Рэйфа Файнса со времен "Списка Шиндлера". Осмелюсь согласиться с ними хотя бы отчасти, хотя главным шедевром Андерсона все-таки считаю "Королевство полной луны".

Читайте также: "Робокоп": кто в ответе за электронный разум?

Однако у "Отеля "Гранд Будапешт" есть, помимо всех вышеперечисленных достоинств, еще одно и весьма существенное достоинство: он вполне может прийтись по вкусу широкому кругу зрителей, а не только претенциозным киноманам-интеллектуалам. Вероятно, многие из них осознают следующее: интеллектуальная трагикомедия — жанр, стоящий того, чтобы его для себя открыть.

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить