Милош Форман предпочел Гойе гибрид шимпанзе и орангутанга

Любое появление на экране картины режиссера Милоша Формана и продюсера Сола Занца – уже сенсация. Их предыдущие совместные работы – фильм «Пролетая над гнездом кукушки» (1975), лауреат премии «Оскар», получивший 9 номинаций и обладатель 5 статуэток, включая номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», а также «Амадей» (1984), номинированный в 11 категориях и получивший 8 статуэток, включая номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».

Напомним, что предыдущая продюсерская работа Сола Занца «Английский пациент» в 1996 году номинировалась на премию «Оскар» в 12 номинациях и получила 5 статуэток.

События исторической драмы «Призраки Гойи» разворачиваются в Испании, начиная с 1792 года, в годы господства Инквизиции. Потом через 15 лет, во время вторжения на Пиренеи армии Наполеона и до восстановления испанской монархии, вернувшейся на трон на британских штыках армии Веллингтона.

Несмотря на название, фильм все-таки не о великом испанском художнике Франсиско Гойя, которого играет шведский актер Стеллан Скарсгард. «Самое важное - это история, а не конкретная биография», - утверждает режиссер, который в этом году отметит свое 75-летие. Творческие муки живописца изображены в биографической драме Конрада Вольфа «Гойя, или Тяжкий путь познания» нашим знаменитым Донатасом Банионисом. Задача же Формана заключалась не в создании тривиального байопика, а чтобы напомнить об относительности правды и о том, что палач непременно сам становится жертвой.

Высокопоставленный служитель Святой инквизиции брат Лоренцо (Хавьер Бардем) обучает своих соглядатаев быть внимательными к тому, кто и как ест и даже мочится, чтобы выявить еретиков и тайных иудеев. Инквизитор заказывает у Гойи портрет, но пока придворный художник испанского короля работает над ним, за братом Лоренцо начинают охоту его бывшие соратники. Виной тому становится юная муза художника Инес (Натали Портман), обвиненная, из-за отказа есть свинину, в том, что она скрытно исповедует иудаизм. Сломленная пыткой и тюрьмой, дочь богатого торговца становится жертвой похоти Лоренцо, который овладевает её телом и душой.

Как и в случае с Кортни Лав, которая попала на съемочную площадку к Форману совершенно случайно, выбор Натали Портман тоже оказался делом случая.

Милош Форман предпочел Гойе гибрид шимпанзе и орангутанга
Милош Форман предпочел Гойе гибрид шимпанзе и орангутанга
- Я не мог этому поверить. Это то же самое лицо, то же самое выражение и нежность, как и в последней картине Гойи «Молочница из Бордо», - признался режиссер.

Все актеры, как на подбор, словно бы сошли с полотен Гойи. И не только лица, но и цветовая палитра вполне в духе кисти великого живописца.

Брат Лоренцо, признавшийся в том, что он «незаконный сын шимпанзе и орангутанга» неожиданно исчезает. Появляется он только вместе с французскими захватчиками, чтобы судить своих прежних гонителей. Вместо святоши - революционер, вдохновленный идеями «Свободы, Равенства и Братства». Монах-расстрига гноит в тюрьме не только своих прежних пастырей, но и отдавшую ему свою любовь и тело Инесс. Тронувшуюся рассудком женщину он прячет в сумасшедший дом.

В своей картине Форман не делает различий между инквизиторами и революционерами, так же как и Гойя, который не питает иллюзий по отношению к царедворцам. У этих мнимых героев нет лиц. Гойя глохнет, когда слышит звон церковных колоколов, у него мучительно раскалывается голова, когда он пытается вникнуть в трескотню пламенных революционных речей.

Несколько замечаний о «профессиональном» переводе. Досадная ошибка – исковеркано имя великого художника Иеронима Босха, названного чуть не Бошем или Бушем. При этом герои фильма рассматривают его картину. Из-за пресловутой политкорректности - побоялись обидеть священнослужителей - в сцене разговора за столом слегка иначе расставили акценты. В результате – в дураках остается испанский художник, ну и российские зрители.

Зато в фильме гениально сыграли актеры. Особенно интересна Натали Портман. Если кто и сомневался, что из девочки получится что-то путное, отбросит теперь последние сомнения. Портман блистательно сыграла фактически три роли: Инес-девушку, безумную Инес и рожденную ею в тюрьме дочь Агнес, ставшую непотребной девкой. Она настолько разнопланова, что пришлось лишний раз заглянуть в титры, действительно ли это одна и та же актриса.

Что касается Формана, лишний раз хочется преклониться перед этим мастером. Этот фильм способен вызвать катарсис. Единственное подлинное человеческое чувство – это любовь. Без него - посреди церковного мракобесия, революционного насилия и всеобщего равнодушия - человек из образа и подобия Божьего превращается в помесь примата и негодяя.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить