Мультфильм ручной работы: меньше средств и больше возможностей?

«Я делаю около 100 рисунков в день, из которых около 10 – за час», - говорит художник-мультипликатор Билл Плимптон. Ему под силу многие необычные вещи, о которых компьютерным аниматорам остается только мечтать. Хотя при этом его кино создается карандашом. Точнее, карандашами.

Поскольку анимационные фильмы «Болт» и «Мадагаскар: бегство в Африку» привлекает народ в кинотеатры, а «Стене-Е», кажется, предопределен Оскар за лучшую работу в этом жанре, разного рода «мультикам» в Голливуде, кажется, гарантируется долгая и счастливая жизнь. Об этом свидетельствует и входщие в моду трехмерные анимации.

Уровень компьютеров и технологий, стоящий за этим, примерно такой же, как у вычислительной техники NASA, предназначенной для доставки «шаттла» на орбиту. Впрочем, сюжетные линии таких произведений невероятно просты. Чаще всего в них повествуется о всевозможных смешных зверушках.

Но несмотря на это, продолжает развиваться и анимационное кино (а иногда и традиционные рисованные мультипликационные фильмы) для взрослых (в хорошем смысле этого слова).

Не все из них нарисованы рукой, но компьютер в любом случае используется по минимуму. А Билл Плимптон использует точно ту самую технику, к которой Дисней прибегал в 1936 году.

«Я думаю, что для «Идиотов и ангелов» понадобится 2600 рисунков», - сказал он о своем недавнем фильме – про скверного субъекта, у которого внезапно выросли крылья – и сподобили его делать хорошие дела.

«Я делаю около 100 рисунков в день, из которых 10 – за час, и я могу проделывать такую работу 250 или 300 дней, в результате чего получается полноценный фильм. Это все дзенские штучки».

«Вы так сфокусированы, - рассказывает Плимтон о создании мультфильмов вручную, - Вы не отвечаете на электронную почту и телефонные звонки. Я встаю в шесть часов, не бреюсь и не принимаю душа – сразу же сажусь рисовать. Это настоящая гонка. Я слышу, что романисты делают это тоже. Они умеют сжимать годовую работу две или три недели. А можно идти спать. Или выпить».

Генри Селик использует пластилиновые фигурки, и тоже проходит через длительный непрекращающийся рабочий процесс. Однако его модели нравятся ему больше, чем вездесущие трехмерные образы, генерируемые компьютером. Релиз его новой работы «Коралин» ожидается в феврале.

Другие, включая Дона Хертфелдта, Сайна Баумана и самого Плимптона, все рисуют руками.

Сюжеты всех художников-мультипликаторов, предпочитающих ручную работу – и в том числе Дона Хертфелда и Сайна Баумана и уже упомянутого Плимптона достаточно заковыристы.

Это и любовь, сожаление, и нечто за пределами того и другого («Письмо Колин» Энди и Каролен Лондон), история о попытки птичьей фашистской империи захватить британскую столицу, изображенную в виде часового мехакнизма («Время купаться в колодце для клерков»), а также «Фантазия в пузерях» Артура Меткаффа.

Серьезная анимация все еще достаточно распространена в мире. «Вальс с Баширом» показывает израильское вторжение в Ливан в 1980 году, «Перспполис» и «Триплет Бельвиля» - примеры зрелости в изложении темы, а не только технике рисования. Этим же путем пытаются следовать и многие американские мультипликаторы.

Дороговизна и время – малоизвестные факты цифровой мультипликации. Билл Плимтон, который потратил несколько сотен тысяч долларов на свои фильм, сказал, что когда он нанял кого-то для создания компьютерного образа отеля для своего фильма «Отель Шутейе», «Это привело к шести месяцам опоздания и дополнительным шести месяцам выплачивания долгов».

Херцфельд, который работает с помощью редкой 35-миллиметровой камеры, сказал: «Многие люди готовы допустить, что на компьютере есть кнопка «делать искусство», и все в цифровом мире – волшебно и легко.

По поводу того, как все эти средства действует - кругом бесконечные недоразумения. Мало кто понимает, чем компьютерные аниматоры отличаются от обычных мультипликаторов.

Несмотря на требования и препятствия, традиционные мультипликаторы намерены твердо придерживаться своей позиции.

«Один человек никогда не сможет сделать короткий мультипликационный фильм каждые шесть месяцев, а обычный – за год», - говорит Плимптон. – «Чтобы сделать шесть фильмов самому? Я не знаю, справлялся ли кто-либо с этим». Он смеется. «И почему?»

В конце концов, говорит Херцфельд, компьютерный подход иногда решительно неуместен.

«Единственная вещь, которая действительно проникает на большие экраны – это ваше послание, а не средства его передачи», -

Мультфильм ручной работы: меньше средств и больше возможностей?
Мультфильм ручной работы: меньше средств и больше возможностей?
говорит он. «Вы можете цветным карандашом нарисовать мультфильм о красном квадрате который страдает от безответной любви к голубому кругу, и ни у кого в зале не будет сухих глаз».

Читайте еще в разделе "Культура"

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *