Кто позорит Михалкова и Швыдкого?

Двадцать девятый по счету Московский кинофестиваль ещё не начался, но по степени царящего бардака уже производит сильное впечатление. Члены оргкомитета и руководство михалковского «Медиафеста» дружно прячутся от свободного общения с прессой.

Конечно, из-за умышленного затягивания конкурса на проведение нынешнего фестиваля команда Никиты Михалкова была поставлена в сложные условия. Но на пресс-конференции 1 июня руководитель «Медиафеста» Наталья Сёмина заверила всех, что фестиваль будет проведён на высочайшем уровне и что пресса наконец-то будет работать не на основе личных симпатий и антипатий дирекции, а в условиях гласности и равноправия.

Увы, но заявления Сёминой оказались враньём, равно как и обещания непонятно откуда вновь возникшего на Московском кинофестивале Петра Шепотинника обязательно провести пресс-конференцию Никиты Михалкова перед началом форума.

Не будем злорадствовать по поводу скромного уровня основного конкурса – программный директор из Финляндии Кирси Тюккюляйнен сделала всё, что могла. Хотя включение в конкурс давным-давно прошедшей в мировом прокате и вызвавшей неоднозначные отзывы ленты Дани Леви «Мой фюрер» выглядит просто непристойно. Непонятно, почему Михалков не пригласил на нынешний фестиваль Кирилла Разлогова, который своими связями помог бы Кирси составить более адекватную программу.

Также не вызывает восторгов и состав жюри, в котором нет ни одной актуальной персоны мирового уровня. В него вошли либо мастера позапозавчерашнего дня (режиссёр Фред Скепси, продюсер Фред Роос), либо персоны, как говорится, местечкового уровня.

Особо цинично выглядит включение в жюри «сюрприза от Жулавского» - шведско-угандийского режиссёра Отмана Карима, победившего на скандальном Московском кинофестивале прошлого года со своей банальной поделкой «О Саре». Хорошо известно, что русофоб Жулавский специально «подгадил» нашему фестивалю, чтобы такие персоны, как Иштван Сабо, Рауль Руис и Бертран Блие, обиделись на Михалкова и зареклись приезжать в Москву.

Но совершенно скандальным станет представительство российских фильмов в конкурсных и внеконкурсных программах. Это дело в очередной раз курировали такие одиозные, набившие оскомину своей вкусовщиной и компанейщиной персоны как Пётр Шепотинник и Ирина Павлова. Итог многим уже сейчас кажется плачевным – Россию в конкурсе представляют режиссёры второго и даже третьего плана.

К Ларисе Садиловой с «Ничего личного» и Вере Сторожевой с «Путешествием с домашними животными» непонятно откуда добавили последний опус Валерия Огородникова «Путина» - фильм, по мнению критиков, уже его посмотревших, не только провальный, но и мерзкопакостный по сути.

Ещё одиознее выглядит программа российского кино, подготовленная той же Ириной Павловой. Многие ожидали, что после скандального провала прошлого года, когда на Московском кинофестивале полностью проигнорировали столетние юбилеи Шостаковича и Сергея Герасимова, от услуг этой дамы наконец-то откажутся. Увы, Павлова опять продемонстрировала тенденциозность. В программу вошли в основном фильмы её друзей и подруг и даже лента грузинско-французского мастера Иоселиани «Сады осенью».

Наталье Бондарчук с её спорным фильмом о Пушкине места у мадам Павловой, конечно же, не нашлось – уж слишком очевидные параллели с нынешней культурой средой в нём просматриваются. Зато в последний момент в программу включили балабановский Груз 200» - надеемся, что бескорыстно.

Хотя на Московский кинофестиваль традиционно были выделены большие суммы (около 90 миллионов рублей только из федерального бюджета) уже сейчас создаётся впечатление, что «Медиафест» расходует их довольно странно. И весьма возможно, что по итогам фестиваля потребуется не только традиционная проверка Счётной палаты, но и прокурорская. Чтобы не быть голословными, приведём примеры нарушений и безобразий, уже творящихся на Московском кинофестивале.

Кинотеатр «Октябрь» совершенно не приспособлен для проведения приличного международного кинофестиваля. Обещанных Натальей Сёминой кафе с доступной и, главное, здоровой пищей до сих пор нет – всё провоняло пресловутым «поп-корном», И место аккредитации, и кинотеатр вновь встречают гостей маловоспитанной охраной полубандитского вида, хотя Семина обещала, что пригласят людей, специально обученных для работы на мероприятиях культурного характера.

Работа пресс-центра просто провальная. Хотя агентству «Артефакт» средства были выделены своевременно, на работу они наняли каких-то девочек и мальчиков, которые на серьёзные вопросы либо хамят, либо глупо хихикают. А руководить связям с общественностью Михалков и Сёмина поручили тому же … Шепотиннику, давно имеющему репутацию человека, не умеющего адекватно работать с журналистами.

Уже на пресс-конференции 1 июня Шепотинник и девицы из «Артефакта» показали уровень своего профессионализма. Мало того, что туда проникла целая толпа «халявщиков», так на глазах у потрясённой Сёминой была устроена спланированная давка за плохо состряпанными пресс-релизами, которые, по распоряжению Шепотинника, было решено раздавать в конце. Если это не подстава для Михалкова, то, что же?

Ситуация более чем странная, потому что Шепотинник одновременно проводит на фестивале свою программу «Восемь с половиной фильмов». Сей факт давно вызывает у многих возмущение.

«Я вообще не пойму, кто такой этот Шепотинник, чтобы его вкусфинансировался государством на Московском кинофестивале? - заявил «Правде.Ру» самый известный на Западе российский драматург Михаил Волохов. – Можно было бы понять такую программу Кирилла Разлогова. Но его на фестиваль Михалков не пригласил, и теперь там расцвели такие вот «шепотинники». От такой наглости не знаешь, что и сказать. Вот Михалков представляет десять своих любимых фильмов. Это интересно, это уровень, потому что выбирал сам Никита Сергеевич. Почему же нам должны быть интересны пристрастия Шепотинника?».

Почуяв вседозволенность, Шепотинник и его друг Андрей Плахов дошли до того, что вторую официальную пресс-конференцию Московского кинофестиваля провели не в Москве, а в Сочи – у своего друга Роднянского на «Кинотавре». «Вы, Петенька, должны быть к нам лояльны! А на «Кинотавре» находятся все настоящие журналисты», не чета вам», - заявил Шепотинник автору этих слов по телефону.

Мы не стали полемизировать с этим господином по телефону и напоминать, что на пресс-конференции в РИА «Новости» осенью прошлого года крупнейший западный драматург Топ Стоппард публично выразил восхищение уровнем наших вопросов и поставил журналиста, их задавшего, на голову выше его западных коллег.

Вероятно, что «настоящим журналистом» Шепотинник, Плахов и им подобные считают, к примеру, мадам Ардабацкую, которая на одной пресс-конференции стала пытать у Ольги Дроздовой, почему она с Певцовым не заводят ребёнка. И услыхала в ответ весьма достойную оценку подобного рода «журналистики».

Шепотинник с благословения Михалкова и Сёминой поделил всю прессу на группы «А» и «Б». В первую вошли, в основном, друзья Плахова и Шепотинника, а её персональный состав держится в тайне. Такого хамского, унижающего человеческое достоинство «буквенного» беспредела Московский кинофестиваль ещё не знал.

Вероятно, что делается всё с одной целью – Михалков и Семина предчувствуют целую череду скандалов и провалов, возможно даже представляющих интерес для прокуратуры, и хотят, чтобы при их «правильном» освещении присутствовала только прикормленная пресса.

Кстати, о банкетах. Руководство «Медиафеста», как нам заявила пресс-секретарь фестиваля Мария Кравченко, категорически отказалось аккредитовать журналиста и фотокорреспондента «Правды.Ру» на легендарный банкет открытия. Мы хотели лишь узнать, действительно ли там вместо гламурно-культурного мероприятия проходит пошлая пьянка, в результате которой, как это было в прошлом году, некоторые перебравшие критикессы («настоящие журналисты», по Шепотиннику) падали по пьяни в Москву-реку.

Мы хотели опровергнуть грязные инсинуации недоброжелателей, которые утверждают, что на банкетах фестиваля на столы выставляется максимум четверть из оплаченного, а остальное в наглую разворовывается – как деньгами, так и продуктами. Что же должно произойти на нынешнем банкете, если Михалков и Сёмина так боятся пускать туда непьющую, трезвую прессу?

Вынуждены сказать в заключение следующее. Мы долго и, как нам кажется по делу, критиковали работу на Московском кинофестивале «Интерфеста» и его руководителя Рената Давльетьярова. Но на фоне того, что творит «Медиафест», на фоне нынешнего поразительного непрофессионализма, работа давлетьяровской команды выглядит удовлетворительной.

И если бы уважаемый Ренат выучил английский, отбросил чванство и оперативно реагировал на дружескую и конкретную критику, вряд ли стоило менять, извините за каламбур, качественное шило на трехкопеечное мыло. Особенно это касается работы пресс-центра, который в прошлом году неплохо возглавлял Михаил Москалёв. Хотя он и находился с утра в весёлом расположении духа, это не мешало ему оперативно решать все вопросы.

Просто странно, как прячется от прессыНикита Михалков, за десять минут до пресс-конференции 1 июня объявивший устами Шепотинника, что ему надо срочно что-то доснять в «Утомлённых солцем-2» Точно также врал год назад Андрей Плахов, утверждавший, что Михаэль Ханеке не приедет в Москву, поскольку срочно едет в Америку снимать римейк «Забавных игр», прекрасно зная реальную причину уникального в истории мирового кино конфуза.

Эта «эпидемия вранья», к сожалению, перекинулась и на Наталью Сёмину. 1 июня она публично говорила, что готова общаться с прессой круглые сутки и даже пыталась раздавать визитки с номером «мобильника». Теперь же до Сёминой, как и до её помощницы Юлии Мишкинэнэ, невозможно сутками дозвониться даже по номерам «Медиафеста». Почему же она так боится вопросов?

В такой ситуации очевидно, что необходимо оперативное вмешательство руководителя оргкомитета Московского кинофестиваля. Михаил Швыдкой прекрасно знает, что фестиваль – не частное мероприятие Михалкова и Сёминой, Плахова и Шепотинника. Что это государственное мероприятие, где должны соблюдаться законы и где должны быть гласность и общественный контроль. Мы надеемся, что Михаил Ефимович после возвращения из Китая вспомнит о своих обязанностях по Московскому кинофестивалю и наведёт там порядок.

Нужно поддержать и здравую мысль заместителя Швыдкого Александра Голутвы, что уже в июле надо провести обсуждение итогов Московского кинофестиваля на коллегии ФАККа, а в августе – конкурс на проведение юбилейного фестиваля 2008 года. Надеемся, что он пройдёт гласно, без «византийских интриг», на которые намекал нашему изданию Кирилл Разлогов ещё в марте.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить