Автор Юрий Енцов

Премия "антипопкорнового" кино

Скромная церемония вручения кинопремии "Элем" прошла в небольшом зале, без всякого ажиотажа. В прошлом году лауреатом первой премии "Элема" стал нашумевший фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом". В этот раз победителей оказалось двое: кинорежиссеры Александр Сокуров с кинокартиной "Фауст" и Андрей Звягинцев с кинофильмом "Елена".

Премия, учрежденная "Киносоюзом" не так давно, в 2011 году, названа в честь режиссера Элема Климова. Скоро исполняется 80 лет со дня его рождения и 10 лет со дня смерти. В 1986–1988 годах он возглавлял Союз кинематографистов СССР, который в те времена стал крайне политизированным. Немногочисленный, состоящий из двух сотен человек, "Киносоюз", тем не менее, очень серьезная организация, созданная в 2010 году, как альтернатива не менее почтенному Союзу кинематографистов РФ.

В список для голосования вносятся все полнометражные игровые, документальные и анимационные фильмы, вышедшие в прокат. Победителя выбирают кинематографисты, голосуя на своем сайте в течение более полугода. Это дает участникам время посмотреть заинтересовавшие их картины.

Фильмы оцениваются по 10-балльной шкале. Потом вычисляются средние оценки и выявляется картина с наивысшим рейтингом, при условии, что ее посмотрело не менее 20 процентов от общего количества голосовавших. Иначе маленькая группа фанов или лоббистов сможет вывести своего кандидата в лидеры.

Вероятно, самые титулованные и наиболее известные фестивальные режиссеры в нашей стране, Звягинцев и Сокуров — набрали одинаковую сумму очков, 8.4 из 10 возможных. Сокуров не смог присутствовать на церемонии вручения из-за занятости. Ему приз вручили в городе на Неве.

Получив приз, Александр Сокуров поблагодарил коллег за уважение к профессиональному труду и понимание:

"Конечно, печально, что Элема нет среди нас, — сказал Александр Николаевич. — Климов так много сил отдал на общее благо, на самого себя ему сил уже не хватило…"

Три картины стали лидерами. "Шапито-шоу" Сергея Лобана и Марины Потаповой, набравший столько же баллов, что и победители (8,4), но отставший буквально на сотые доли процента.

Другие фильмы-лидеры — это документальный фильм "Родина или смерть" Виталия Манского набрал (8,2 балла), "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова (7,8), "Борис Годунов" Владимира Мирзоева — 7,5 балла. "В субботу" Александра Миндадзе и "Сердца бумеранг" Николая Хомерики — по 7,3 и так далее.

Киносоюзовцы считают премию "Элем" самой "прозрачной" не только в России, но, может быть, во всем мире. Каждый голосующий видит мнение коллег, а любой пользователь Интернета может следить за тем, как оцениваются фильмы.

Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей рассказал, что впервые смотрел новую ленту Звягинцева в Каннах и был очень горд за автора и ленту, испытывал чувство неподдельного патриотизма:

"Фильмы Андрея Звягинцева — альтернатива попкорновому кино, — считает Даниил Борисович. — Он создал себе репутацию и его фильм показали по телевидению в прайм-тайм. По большей части, зрителям, чтобы посмотреть такое кино, приходится ждать до часа ночи. "Елена" — "незлостный" артхаус, он удовлетворил критиков, получил признание на фестивале, в конкурсе "Особый взгляд". Такое умение сбалансировать разного рода ожидания — это личная способность Звягинцева".

Сам лауреат премии рассказал, что ему вдвойне приятно ее получить:

"Элем Климов — очень важный человек в нашей культуре, мощная фигура! — сказал Андрей Петрович. — Замечательный режиссер. Я очень благодарен членам дружественного мне "Киносоюза". Я доверяю их вкусу и чувству меры, очень важному на сегодняшний момент".

Андрей Звягинцев ответил на вопросы журналистов о творческих планах и проекте "Левиафан", над которым он работает. По его словам это будет драма, плавно переходящая в трагедию.

Отвечая на вопрос "Правды.Ру" о том, "не хочет ли когда-нибудь Андрей Петрович снять комедию?" режиссер ответил:

"Я вижу мир таким. Ничего поделать не могу. Ты улавливаешь те токи, которые в тебя попадают, и не можешь по команде, даже по собственной, решить: "А не попробовать ли мне снять комедию?" Не получается. Просто приходят идеи, истории из жизни или из литературных источников. Мне присылают сценарии, иногда я даже рискую прочесть какую-нибудь комедию. Это очевидно — на титульном листе написано. Я понимаю, что это может быть реализовано — кем-то, не мной. Меня это не волнует. Я не вижу себя на съемочной площадке этого фильма".

Знаменитый режиссер Андрей Смирнов, снявший много лет назад легендарный фильм "Белорусский вокзал", снялся как актер в фильме Звягинцева.

Вот, что Андрей Смирнов рассказал о том, как выбирали (очень долго, путем голосования) название премии: "Мне, который поступал во ВГИК вместе с Элемом, кажется очень странно, что таким путем увековечили его имя, — признался Андрей Сергеевич. — Но, наверное, через несколько лет это станет привычным".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Вопрос на 22 миллиарда: вернет ли Трамп казахские деньги
Урок для России: зачем едет к Трампу "кошечка" Назарбаев
Вопрос на 22 миллиарда: вернет ли Трамп казахские деньги
Казахстан в шоке от нового алфавита
Вопрос на 22 миллиарда: вернет ли Трамп казахские деньги
Силуанов: россиян ждет налоговая амнистия
Удар под дых: румынские овцы атаковали американскую систему ПРО
Секс-рабство: Как молодых россиянок продавали в арабские страны
Премьер Венгрии назвал причины "безумия" Европы
Россияне боятся обрушения биткоина, майдана и мега-теракта
Россияне боятся обрушения биткоина, майдана и мега-теракта
Россияне боятся обрушения биткоина, майдана и мега-теракта
Россияне боятся обрушения биткоина, майдана и мега-теракта
Россияне боятся обрушения биткоина, майдана и мега-теракта
Россияне боятся обрушения биткоина, майдана и мега-теракта
Россияне боятся обрушения биткоина, майдана и мега-теракта
Россияне боятся обрушения биткоина, майдана и мега-теракта
Вопрос на 22 миллиарда: вернет ли Трамп казахские деньги
Истребители НАТО перехватили Ту-160: в случае войны их бы сбили
Истребители НАТО перехватили Ту-160: в случае войны их бы сбили
Собственная почка как стартовый капитал