Кинофуроры-2006: от "Острова" до "Жары"

Уходящий год был чрезвычайно богат на сенсационные фильмы и не менее сенсационные кинособытия. Последние же могли бы в силу своих пикантности и уникальности составить сюжет очередного кинофурора. Мы решили выбрать семь наиболее нашумевших лент и событий и напомнить о них читателям "Правды.Ру".

1.Мистическое откровение Павла Лунгина.

Фильм "Остров" Павла Лунгина признан и православной общественностью, и иерархами Русской Православной Церкви как уникальное по глубине и силе эмоционального воздействия исследование метафизической сущности исконной русской веры. За последние четверть века, с момента выхода знаменитого "Императива" Кшиштофа Занусси, еще не было такой значимой картины о православии и преображении человека. И если у Занусси на первом месте стоит интеллектуальное осмысление темы, то Лунгину удалось донести свое послание путем образов и архетипов, что получилось гораздо сильнее.

От Лунгина такого фильма никто не ожидал. Долгие годы ему поминали "Такси-блюз" за мизантропию, а Петра Мамонова считали проповедником неоязычества и шаманизма."Луна-парк" и "Свадьба" многим показались откровенно русофобскими. Теперь понимаешь, что та же "Свадьба" была прелюдией к "Острову". В "Свадьбе" режиссер показал всю пустоту и тщету жизни без Бога. В "Острове" же говорится о том, что единственный путь спасения души каждого человека без Бога невозможен.

Лунгин мало говорит о своей картине. Близкие друзья режиссера утверждают, что несколько лет назад режиссер пережил удивительный мистический опыт, о котором распространяться не любит и не хочет. Он преобразил Лунгина и сделал его истинно верующим человеком. Кстати, аналогичный мистический опыт пережил недавно и известный теледеятель Эдуард Сагалаев, который от "Острова" в полном восторге. И только матерые атеисты,а,может быть, и скрытые сатанисты, причем сидящие в начальственных креслах, упрекают настоящий шедевр Лунгина в зауми и морализаторстве, потому что у них "жизнь прекрасна" и без Бога. Под руководством "князя мира сего", разумеется.

2. Бахус метафизике не помеха.

Не более многословным оказался и режиссер мистической драмы "Живой" Александр Велединский.После провала своей дебютной картины "Русское", снятой по давно вышедшим из литературной моды опусам Лимонова, режиссер снял такой пронзительный фильм о внутренней трагедии и трансперсональном опыте ветерана чеченской войны, что задел, извините за каламбур, за живое миллионы зрителей. Даже такие эстеты, как Михаил Трофименков из "Коммерсанта", признали, что это самая сильная и вызывающая неподдельный катарсис лента о мучительных метаморфозах молодой души за последнее десятилетие.

Настоящим откровением стала актерская игра Андрея и Алексея Чадовых. Оособенно поразил Алексей Чадов в роли православного священника. После всякого рода "вампиров" и "оранжлавов со СПИДом" никто не ожидал от него такой искренности и такого мастерства, в котором явно чувствуется опыт знакомства со школой не только Станиславского, но и Айседоры Дункан. Если после этого Алексея не пригласят в МХТ имени Чехова на главную роль в шедевре Беккета "Последняя лента Крэппа", все будут крайне удивлены.

А Велединский вместе с продюсером Сергеем Члиянцем уже готовится к экранизации романа Малькольма Лаури "У подножия вулкана", который считается величайшей книгой об алкоголизме в западной литературе. Ожидается, что это будет российско-мексиканская постановка, поскольку действие романа происходит в Мексике в 30-е годы прошлого века. Роль спивающегося британского консула готовится исполнить сам режиссер.

3.Ханеке: "В Москву я больше не ездок!"

Невероятным и абсолютно уникальным скандалом ознаменовалось открытие 28-ого Московского кинофестиваля. За две недели до начала давно утвержденный председатель жюри Михаэль Ханекеобъявил, что на фестиваль не приедет. Он неожиданно вспомнил,по словам директора ММКФ Рената Давлетьярова, что ему надо срочно мчаться в Америку снимать римейк "Забавных игр". Такого еще никогда не было не то что на фестивалях категории "А", но и "В" и даже "С". Ведь к началу скандала была подготовлена ретроспектива фильмов Ханеке и напечатаны все буклеты и каталоги с портретом и биографией маэстро.

Кинофуроры-2006: от
Кинофуроры-2006: от "Острова" до "Жары"

К концу года выяснилось, что Ханеке ни в какую Америку не ездил и никаких римейков там не снимает. Истинные причины случившегося так и не ясны. Зато в процессе "разборки полетов" обнаружилось много курьезного. Например, что генеральный директор ММКФ Ренат Давлетьяров свободно не владеет ни одним иностранным языком, а ,скажем, директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер в совершенстве знает семь.

Ожидается, что при нынешних руководителях Московского кинофестиваля и их кураторах в ФАККе и фестиваль 2007 года принесет много неожиданных и потрясающих сюрпризов. Особенно, если жюри пригласят возглавить такого всемирно известного любителя пикантных шуток и потешных розыгрышей как Питер Гринуэей.

4.Серебренников изобразил. Рим в восторге.

Наиболее значительным успехом российского кино в мире стала победа "арт-нуара" Кирилла Серебернникова "Изображая жертву" на Первом Римском кинофестивале. Фурор не омрачил даже скандал на фестивале, когда представители итальянского профсоюза режиссеров и актеров суперэротического кино обвинили председателя жюри фестиваля Этторе Скола в том, что в "народное жюри" он пригласил исключительно своих бывших и нынешних бой-френдов.

Серебренникову удалось из банальной и уныло-эпигонской пьесы братьев Пресняковых соорудить настоящий "экзистенциальный водевиль", заставляющий вспомнить улетные шедевры Веры Хитиловой, в частности, произведший скандал на Чикагском фестивале 1975 года фильм "Ставка:Яблоко". А Анна Михалкова в "Изображая жертву" сыграла настолько запредельно-нонконформистски, что итальянская печать единодушно сравнила ее с Элизабет Тейлор в легендарном фильме "Кто боится Вирджинии Вульф?"

Кирилл Серебренников ныне является самым востребованным театральным режиссером и мало говорит о планах в кино. Скорее всего, это будет совместная с итальянцами экранизация романа Петрония "Сатирикон" на основе сценария, который в 1966 году написал Луис Бунюэль, но так и не поставил. Если все состоится, то Серебренников, как всегда, всех изумит, поскольку на роль Энколпия пригласят Олега Меньшикова, Аскилта - Юрия Чурсина, а Гитона предложат сыграть Юрию Гальцеву.

5. "Сволочи" засели капитально.

700 тысяч долларов выделило Федеральное агентство по культуре и кинематографии на съемки клеветнической картины "Сволочи" ,где то, что на самом деле происходило в нацистской Германии, было в наглую приписано Советскому Союзу. Курировал создание этой фальшивки бывший начальник Госкино Армен Медведев, благодаря "мудрому руководству" которого лидирующие позиции в нашем кино заняли известные этнические кинокланы, для которых единственное мерило в жизни - это деньги. Перед униженными и оскорбленными ветеранами войны никто не извинился, денег в казну никто не вернул.

Молчат и руководители ФАККа Швыдкой, Голутва и Лазарук. До сих пор не проведена обещанная еще в сентябре коллегия по ситуации в кинопроизводстве. Никто не хочет высказываться и по поводу давно обнародованных итогов проверки Счетной палаты, из которых следовало, что друзья Армена Медведева так спешили выдать казенные деньги на съемки халтурной фальшивки, что часть их перечислили еще до включения в план.

В новом году общественность предпримет новые и решительные попытки сделать процесс распредления бюджетных денег на кино гласным и прозрачным. А заодно и выяснить, кто же эти "независимые" и назначаемые чиновниками ФАККа "эксперты", чтоодобряют всякого рода "Сволочей". И почему Швыдкой и Голутва так упорно скрывают их от народа. Как говорил Аркадий Райкин, мы им ничего делать не будем. Нам бы только в глаза посмотреть этих "бескорыстных" граждан.

6."Тихий Дон" оказался "Тихим Домом"

Вряд ли организаторы "триумфального показа" по Первому каналу телеверсии фильма Сергея Бондарчука "Тихий Дон" не чувствовали, что картина вызывет разочарование и негативные эмоции у большинства зрителей, в том числе, и у давних поклонников великого русского режиссера. И дело не только в пресловутом открытом гее Эверетте в роли Мелихова, но в и очевидной вещи - фильм был снят на деньги и под руководством итальянских аферистов, что не могло не сказаться на его качестве. И те, кто показал этот провал гениального мастера народу, вместо того, чтобы выпустить его в ограниченный видеопоказ для специалистов и знатоков, фактически выступили в неблаговидной роли библейского Хама.

Премьера "Тихого Дона" совпала с 20-летием Пятого съезда Союза кинематографистов СССР, на котором Бондарчук, вместе с другими мэтрами советского кино, был подвергнут гнусной и оскорбительной травле. Что интересно, некоторые их тех, кто тогда на страницах "демпечати", в частности, журналов "Искусство кино" и "Театр", травил великого режиссера, сейчас оказались в числе...рекламщиков провального "Тихого Дона".

Единственным позитивом от показа "Тихого Дона" стало привлечение внимания к непонятному состоянию фильмокопий известных во всем мире шедевров Сергея Бондарчука. Гениальная "Степь" до сих пор не выпущена на видео ни в одном из форматов. Поклонники классика ждут, что Никита Михалков и Федор Бондарчук после того, как отметят все новгодние праздники и придут в себя, серьезно займутся этой проблемой.

7. "Жара" - гигиена вкуса.

И в заключение - о приятном. В новогодние дни на экраны выходит долгожданный дебют друга Федора Бондарчука Резо Гигиенишвили "Жара" . Создатели картины вполне могут сказать о себе словами из "Двенадцати стульев": "Толпа нам рукоплещет, бомонд в восторге весь". Лишь критикам журнала "Тайм-аут", прославившегося выпуском подробных путеводителей для геев и лесбиянок, фильм пришелся не по вкусу. А вот крупнейшего интеллектуала и культуролога Кирилла Разлогова "Жара" так заинтриговала, что он предпочел ее премьеру показу очередных бредней Гринуэя. "Очень свежо, романтично и крайне плезирно! - сообщил свое мнение прессе Разлогов. - Интонация "Жары" напоминает самые светлые моменты шедевра Бергмана "Лето с Моникой". Одним словом, шарман!"

История приключений четырех друзей подана в "Жаре" и занимательно, и поучительно. Приятно отметить, что в картине нет ни "чернухи", ни "порнухи". Нет в ней также и зауми, так что "Жару" можно смотреть совершенно не задумываясь. А приятная музыка способствует умеренному употреблению во время просмотра слабоалкогольных напитков (кроме беременных женщин и кормящих матерей, разумеется). Картина выдержана в лучших эстетических традициях нашего кино, выраженных в известном постулате из фильма "Операция "Ы"..": "Никакого модернизма! Никакого абстракционизма!"

А народный артист России и новоиспеченный худрук Театра наций Евгений Миронов на радио "Ретро" особенно выделил актерскую работу в "Жаре" Алексея Чадова: "Алексей в роли морячка достиг уровня самого Брэда Дэвиса. Не в "Полуночном экспрессе" Паркера, разумеется, а в "Кереле" Фассбиндера. Можно даже сказать, что Чадов-морячок в "Жаре" - это Керель отечественного производства. Надеюсь, что в таком амплуа Алексей скоро получит сногсшибательные роли как в Театре наций, так и в небезызвестном и весьма модном и гламурном театре "Практика".

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить