Сюжет умер - да здравствует сюжет!

На прошлой неделе Дэвид Кирпатрик – известный американский кинематографист и бизнесмен, заявил, что намерен снять «бьющий во все колокола» документальный фильм, посвященный серьезной проблеме современного кинематографа. Его рабочее название «Мир без сюжета».

Надо сказать, что у Дэвида Киркпатрика есть и другие творческие планы. Недавно он стал основателем совершенно уникальной кинематографической организации. Она представляет собой альянс медиалаборатории Массачусетского технологического института и нескольких видных голливудских специалистов – и представляет собой «новый центр сюжетов будущего».

Мир кино в течение многих лет раздражает публику коллапсом «звездности» - система формирования и продвижения популярных актеров и режиссеров явно устарела и нуждается в позитивных изменениях.

Но сейчас под вопросом и дальнейшее существование самой основы архитектуры фильма – сюжета. Возможно, работа нового центра способствует спасению сюжета и/или дальнейшему его усовершенствованию.

Киркпатрик хочет добиться, чтобы в сюжете по-прежнему сохранялся смысл, - при том, что на форму и саму суть этого костяка сценария покушаются уже довольно много лет.

Новая организация видится создателям, как «мини-лейбл», представляющий собой самую настоящую научную лабораторию, которая будет проверять, жизнеспособны ли те или иные методы построения сюжетов.

Новая миссия Киркпатрика весьма масштабна. Будучи президентом киногруппы Paramount Pictures, он еще в прошлом году объединился с бывшими коллегами в Plimouth Rock Studious в новый массачусетский центр кинопроизводства.

Он и призван обеспечить материальную базу для «лаборатории сюжетов». Ее бюджет составляет примерно 25 миллионов долларов за семь лет.

По словам Питера Грубера, известного продюсера и бывшего председателя Sony Pictures Entertainment, проблема с сюжетом действительно назрела. По его словам, традиционное повествование, содержащее неожиданные повороты и удовлетворяющие всех финалы – в последнее время «тонет и шуме и суматохе».

Игроподобные серии с открытым финалом, вроде «Пиратов Карибского моря» или «Человека-паука» разрушает способность саму способность сценаристов создавать красивые истории, которые можно изложить за относительно короткий промежуток времени.

А сформировавшееся в последние годы предпочтение Голливудом «проверенных», приобретенных со стороны сюжетов «Гарри Поттера» и тому подобное попросту убивает аппетит как кинематографитов, так и зрителей на качественные оригинальные сценарии.

«Как вы будете конкурировать с «Трансформерами»? – задает Грубер коллегам риторический вопрос.

В конце концов, по его словам, аудитория в конце фильма получает то, что хочет. А если конец фильма оказывается «горьковатым», то они чувствуют себя разочарованными и возмущаются. Необычные и яркие истории в наше время «пробить» непросто.

И Грубер, без всяких сомнений, знает, о чем говорит – ведь он преподает в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе курс с экзотическим названием «Навигация в мире повествования», посвященный исключительно проблеме сюжета.

То, что с сюжетами в наше время что-то не так, чувствуют многие. В начале следующего года в Парк-сити, штат Юта, с 15 по 25 января будет проведен Санданский фестиваль. При этом качество сюжетов будет рассматриваться жюри с особым вниманием, а самая лучшая история будет отмечена наградой.

Что е касается специалистов МИТ и Голливуда, то они, помимо прочего, смогут выяснить, действительно ли классические специалисты по сюжетам вроде Гомера, Шекспира и Спилберга остаются актуальными в наши дни.

А в 2010 году предприятие расширится. К «принципиальным разработчикам» и специалистам по тестированию, присоединятся выпускники, интерны и сотрудники других вузов. Помимо прочего, им всем предстоит выяснить, насколько на восприятие и создание сюжета влияют виртуальные актеры и некоторые другие технологические нововведения.

Один из руководителей медиалаборатории, Фрэнк Мосс, считает, что «сюжет может быть даже совершенно уничтожен». В то время как Киркпатрик еще сомневается в этом.

Хотя бы потому, что его Plimouth Rock Studios, предприятие с бюджетом в 400 миллионов долларов, еще возлагает надежды на старомодную, базирующуюся на сюжете голливудскую продукцию. Эти «традиционные» фильмы будут сниматься в 14 павильонах, которые Киркпатрик планирует построить.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить