Советское кино - дойная корова для Голливуда

Сейчас все чаще кинокритики говорят о том, что российское кино (главным образом массовое) все чаще заимствует какие-то идеи, "фишки" у Голливуда. Трудно с этим поспорить… Однако у этой медали есть и другая сторона: кинодеятели с голливудских холмов тоже заимствуют идеи из нашего кино. И главный вдохновитель в данном случае — советское кино.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами — себя.

Евгений Онегин

Когда мы видим, как NASA собирается выращивать салат на Луне в 2013 году, и верим, благодаря киносъемкам, что на планете Марс бегают шиншиллы — на планете, которая как две капли воды походит на планету обезьян, то мы говорим себе, что, наверное, в конце концов, завоевание космоса никогда не принималось всерьез теми, кто осуществлял его — по крайней мере, в Америке. Сайты, разоблачающие заговоры о ложном прилунении в 1969-м, умножаются с невиданной скоростью, они подвергают анализу крупнейшее мошенничество века. И тут вспоминается забавный фильм Уильяма Карела о том, как Кубрик помог NASA обмануть весь мир! Кубрик финансировался системой, но в то же время и удерживался ею — она заставляла его плясать под свою дудку из-за бедного брата-коммуниста, и в конечном итоге собственные произведения превратили Кубрика в параноика, живущего отшельником в своем уединенном замке!

Пусть этот фильм и документальная подделка — "mockumentary", как сегодня выражаются на новосостряпанном языке, но теперь он взят как улика многочисленными адептами теории заговоров. Фильм "2001. Космическая одиссея" просмотрен сотни раз и с дотошностью проанализирован в качестве доказательства фальшивого прилунения! Точно так же и "Сияние" будет выстлано ироническими аллюзиями о жизни на Луне и еще дальше! Но бродяга из "Заводного апельсина" не жалуется ли на то, что можно кружиться вокруг Земли, но больше невозможно гарантировать безопасность в городах?

Читайте также: Кинематограф СССР 70-х: женщины и язычество

Когда Кубрик и Кларк встретились, они сошлись на том, что пришло время снять настоящий научно-фантастический фильм. А научная фантастика тут — лишь закуска, затравка, продукт типа поп-корна, развлечение для рабов, она такой окончательно станет после выхода "Звездных войн". Американская публика желает видеоигр, разрезанных на кусочки империй, простых героев без проблем (с семейным основанием типа "Династии"), в общем, публика желает настоящего минимума.

А с другой стороны, все мы знаем, что "Солярис" — это один из самых известных и элитных научно-фантастических фильмов в мире. Это выдвигает на сцену советский вопрос, и Богу известно, что этот вопрос уместен при анализе мира Кубрика, особенно в самой середине шестидесятых годов! Кубрик снимает "Спартака", "Доктора Стрейнджлав", по роману великого русского писателя ставит "Лолиту", в "Заводном апельсине" он заставляет актеров употреблять русское арго, наконец, в "Космической одиссее 2001" он организует встречу с русскими, советскими учеными, которых не выставляет в смехотворном виде — от них тут всего лишь утаили важную информацию — в мире, где слишком большое внимание уделяют заговорам и конспирации.

Ведь сам жанр научной фантастики развился в контексте холодной войны, и, в конце концов, тема завоевания космоса закончилась вместе со звездными войнами президента Рейгана, такими же фарсово-надуманными, как и фильм с подобным названием. И тут нам кажется уместным еще раз поставить ребром русский вопрос, ведь, к тому же, в то время русские снимают большое число фильмов, посвященных космосу. Научная фантастика империй, супергерои и межгалактические игры не были придуманы Кубриком, откуда же родом его модель?

Американская критика полагала, что его модель происходит от симпатичного Джорджа Пала (режиссер научно-фантастических фильмов венгерского происхождения) или от некоторых японских фильмов. На самом же деле модель Кубрика берет свое начало от замечательного советского фильма "Дорога к звездам" Павла Клушанцева. Этот маленький шедевр — документально-художественнный фильм 1957 года, посмотрев его, вы увидите, что Кубрик со своей командой многое из него почерпнули. Сам Кубрик говорил об этом, и тут вовсе не идет речь о плагиате, но об источнике вдохновения. Однако о каком источнике! Взглянем поближе на него...

— Советский фильм описывает завоевание космоса, его научные и технические цели. К тому же стремится и "2001".

— Фильм "Дорога к звездам" длится пятьдесят минут, показывает приготовления и поэтически преподносит сам полет.

— Голова взрослого человека проецируется на изображение голубой планеты. То же вы найдете и в "2001", в прекрасном советском фильме это образ возникает в самом начале.

— Свет очень силен, космические корабли белы и прекрасно сконструированы. Их медлительность также четко видна на экране.

— Мы можем увидеть и внутренности корабля, и космической станции. Перед нами — не чрезмерные, но уютные материальные удобства, обстановка с диванчиками и креслами, тут играют в шахматы, даже заботятся о котенке. Женщины тут — ученые, и их научный уровень достоин уважения, есть даже девушки из среднеазиатских республик. Кубрик мог бы послать в космос и Драбу — своего гладиатора с сетью из "Спартака"!

— Мы видим, как космонавты выходят в открытый космос, приближаются к частям корабля, работают с космической механикой — все походит на балет. Не забудем, что именно советский композитор Хачатурян был использован Кубриком для непревзойденного описания медленно парящей жизни космонавтов на борту. А еще ведь Хачатурян — автор балета "Спартак"!

— Внутренность станции представлена в виде полукруга, даже кресла походят на кресла из Хилтона в "2001" (они черные). Макеты и формы очень сходны между собой.

— Русские разместили на станции экспериментальный сад …. такой же, как и в фильме "Silent running" Дугласа Трамбулла — гения спецэффектов "2001". На борту есть и метеостанция, а ученые пытаются проникнуть в тайну жизни.

— Группа сцен, снятых в Крыму, показывает моторный катер, который должен подбирать в Черном море космонавтов, которые будут там приводняться в ближайшем будущем. Некоторые кадры с видом моря представлены в негативе, что мы можем увидеть в знаменитых сценах "Видения" в конце фильма "2001".

— Уверенный и успокаивающий голос за кадром заставляет нас вспомнить о голосах за кадром во многих фильмах Кубрика. Этот голос дивится прогрессу и подчеркивает, что все миссии созданы для счастья и благополучия тех, кто живет на земле!

Читайте также: Русское искусство спасет мир от Леди Гаги

Эти строки не в силах передать впечатляющей пластической красоты, исходящей из этой кинематографической поэмы. Настоящий документальный фильм зачастую превосходит любые кинокартины. Поэтому не следует забывать о документальных лентах, снятых молодым Кубриком.

Конечно, фильм Клушанцева — кинопропаганда, но это вовсе не оскорбление. "2001" — тоже пропагандистский фильм, возможно, даже фильм заказной. В забавной книге о кинематографе шестидесятых годов писатель Доминик Ногез описывал "2001", как фильм экспериментальный, а также как фильм империалистический, поющий хвалу славным Соединенным Штатам. В фильме мы видим повсюду американские флаги, символы IBM, American Express (не уезжайте без карточки American Express!) или Хилтона, о котором говорилось выше. "2001" воспевает Америку как старшую среди наций мира, как образец науки, техники и героев — в данном случае скромных и, к тому же, неприметных.

Этот фильм — модель пропаганды, но хорошо сделанной и незаметной пропаганды.

Почерпнув вдохновение из фильма Павла Клушанцева, Кубрик одним махом достиг сразу двух целей: он черпал из источника, который мало кто найдет и сможет посмотреть (потому что, кто на западе серьезно знаком с советским кино, которое долгое время было первым и самым важным в мире?); он создал педагогический и, в то же время, мистический фильм, вознося на пьедестал человеческий дух; он стал создателем документального и, в то же время, художественного произведения; он, как-то было в Советском Союзе, воспел науку и прогресс "от зари человечества".

А затем он добавил штрихи, свойственные его гению: тревожный компьютер, который предвещает наш современный вездесущий контроль и дело Сноудена, и музыку. Добавим, что вместе с Лигети и Хачатуряном, тоже автором "Спартака", он для своего фильма заимствовал музыку коммунистического блока!

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Что нового произошло на главной Pravda.Ru? Посмотри…

А что вы думаете о том, что будет с Украиной? Что будет с Крымом?

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
В США назвали причину ядерного удара по Москве
Россия сама отдает Выборг Финляндии
Трамп сделал сенсационные заявления о Крыме, Путине и НАТО
Известный футболист рассказал о геноциде, устроенном властями Украины
Сотни рабочих взбунтовались в Тобольске из-за зарплаты
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Раскрыта семейная тайна «фабриканта» Романа Архипова
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Министр энергетики рассказал, что в России думают о контракте по транзиту через Украину
В Турции раскрыли детали смертельной ссоры россиянина и украинца
Порошенко велел остановить "провокации России" в Азовском море. Топить будут?
Леонид ИВАШОВ — о создании военно-учебных центров при вузах
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
СМИ Финляндии требуют от Путина вернуть Выборг
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
СМИ: Русский фанат убил украинца за "Слава Украине!"