Альберт Филозов: «Не люблю быть в толпе»

Наверное, он самый узнаваемый современный артист. И один из самых популярных. Десятки ролей сыграны во многих театрах, в кино, в телесериалах... Корреспондент «Правды.Ру» встретился с актером.

- Альберт Леонидович, как вам, мхатовскому питомцу – в современном театре, уютно?..

- Я, конечно, все-таки люблю театр традиционный, психологический, несмотря на то, что, время очень изменилось, театр теперь совсем другой.

Это так… Но я уже, наверное, перестроиться не могу, вот я такой, какой есть. И не потому, что и не так уже и молод, а мне и раньше не нравились массовики-затейники. А сейчас мне тем более не нравится вот это «вау!» - призыв чувствовать, как кто-то ведет, ведь ведут-то часто люди нечистоплотные. Я никогда не пытался и не любил быть в толпе и в этом смысле не изменился.

- В пору вашей молодости театр был лучше?

- И Москва была лучше. Ее сегодня и узнать-то нельзя. Москвичи изменились, растворились в массе приезжих. Ведь население увеличилось раза в три, если не больше. Ну что вы – все ушло! Традиции московские потеряны.

Мы уступали место в общественном транспорте, а сейчас с дочерьми еду в метро в кино, напротив маленькой дочери сидит огромный, извините, козел, и ему даже в голову не придет уступить. Хотя даже по микрофону говорят: «Уступайте место старикам и детям!» А я тоже не молод, мне не 40 лет, но и мне не уступают, и на меня тоже не обращают внимания…

- Вас не узнают?!

- Да просто даже в голову никому не приходит, что надо уступать место. А узнают редко, ведь мало кто ходит на спектакли, и фильмы не смотрят с моим участием. Ну, а что касается театра - 50 лет назад была невероятная театральная жизнь, она просто кипела тогда. БДТ, «Современник», Таганка потом… Какие актеры были в Малом»!

А Гончаров в театре Маяковского!.. Что уж говорить о гастролях «Комеди Франсез» или о Шекспировском театре с Питером Бруком, который нас всех тогда потряс. «Олд вик» из Англии, «Берлинер ансамбль» с Еленой Вайгель - женой Брехта в роли мамаши Кураж, Хьюм Кронин и Джессика Сэнди из США, где были интресные отдельные театральные проекты, а еще театр из Кракова, Жан-Луи Барро из Франции... Грандиозно!

А вот сейчас мы ездили на гастроли в Лондон, где проходил интернациональный фестиваль. Мы спросили – что посмотреть? Оказалось, что нечего.

- Пессимистично… Спад в театральном искусстве?

- И в кино тоже. Вот, недавний фильм «Война и мир», так мы вспомнили фильм Бондарчука, который, ведь, в свое время очень многие не приняли, ругали. Но в сравнении с новой картиной - это же грандиозный фильм. А я помню еще и старую американскую «Войну и мир» - многие сомневались, как это американцы сыграют русские роли. Но играли-то Одри Хепберн, Мэл Феррер, Генри Фонда.

Так, что можно было смотреть хотя бы ради актеров хороших. А в новом фильме – ну ничего нет! Ни актеров, ни лиц. Лица – просто плебейские. Может они просто по дешевке это все снимают?..

- МХАТ изменился сегодня?

- Не очень корректный вопрос. Я все-таки уважительно отношусь к Табакову, к его практике, к «Табакерке»… МХАТ приходится собирать, а это очень сложно, особенно в наше время, не имея методов.

Я так понимаю, что сейчас этот театр строится на том, чтобы привлечь зрителей – любыми средствами. А раньше привлекали чистым искусством. Люди ходили не на артиста, как сейчас, а на спектакль. Сейчас приемлют чисто западный принцип – идут на артиста, а когда просто хороший спектакль – не идут.

- А вы в Театр Станиславского, в котором начинали когда-то, заходите сегодня?

- Нет. А… вру, заходил на Мамонова…

- И как?

- Очень понравился.

- Сегодня в театре какие-то новые формы, тенденции, некоторые спектакли идут по шесть часов кряду…

- Ну, когда по шесть часов, это вы имеете в виду, скажем, Някрошюса, да?.. Но тут для меня скорее другое. У него, к сожалению, часто проявляется такое литовское чувство по отношению к России. Это во многих его спектаклях. Но я не обращаю внимания, он как бы немножко трехнутый, немножко больной, как все малые народы, которые когда-то были под пятой Российской империи, и которые малость перепутали имперское подавление с русской культурой, хотя, ведь, лучшее они получили именно из русской культуры.

Но он в то же время и достойный ученик русских театральных педагогов. Вот его «Вишневый сад» идет – да - пять часов. Но как замечательно разработано, в лучших традициях классического русского психологического театра. Все, что можно сыграть – играется. И 5 часов – это хорошо, учишься драматическому искусству.

- По-моему, сегодня вообще правит бал сугубо режиссерский театр…

- Ну так бы я не сказал, потому что не вижу, извините, режиссеров. Когда-то были - Эфрос, Ефремов, который был настоящим вождем. И когда он ушел, то МХАТ остался без команды, со случайными людьми. Были Товстоногов, Гончаров, Рубен Симонов.

А сейчас… Я доверяю только Фоменко, Райхельгаузу, у которого служу, и Захарову. В кино, правда, получше.

Есть молодые занятные люди, но киноискусство больше связано с техникой, которая помогает. Иногда даже и не понимаешь, что это, но есть красивое лицо, есть голос. Вот озвучил «Семнадцать мгновений весны» один грандиозный актер, и все его узнали, хотя Копелян-то, разумеется, и так был блистательным артистом.

- А почему среди «ваших» режиссеров не назвали Анатолия Васильева, вы же у него даже когда-то играли в Театре Станиславского?..

- Да, Васильев, конечно. Но, ведь, его нет теперь в России, и это - потрясающая несправедливость. Это неправильно и нельзя объяснить никакими коммерческими интересами. Васильеву в его театр поставили директора с его жесткими правилами – а он не привык к этому.

Значит, надо было найти общий язык, объяснить, что сегодня и экономика имеет значение. А может не надо, чтобы был такой «городской сумасшедший», который бы занимался только искусством. Сегодня все только и думают об одном - как наполнить театр зрителями. Но для русского театра это не годится.

Читайте еще в разделе "Культура". 

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить