Кина не будет: "Оскар" погорел на толерантности

Испуганный "Оскар": почему Россию никогда не наградят

Церемония вручения премии американской киноакадемии, ежегодно вручающей золотые статуэтки "Оскаров" фильмам и деятелям кинематографа, которых считает лучшими в мире, в очередной раз обернулась разочарованием для России: "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, номинированная в числе картин "на иностранном языке", осталась за бортом, а лучшей документалкой признали "Икар" — "расследование" Брайана Фогеля о допинге в российском спорте.

Впрочем, нынешний "Оскар" разочаровал не только россиян. Победа в главной номинации — "Лучший художественный фильм" — досталась не "Трем билбордам на границе Эббинга, Миссури" в придачу к заслуженным четырем "Золотым Глобусам", а "Форме воды" Гильермо дель Торо, которая вызывает оторопь у советского зрителя, напоминая дурной сон на тему "Человека-амфибии".

"Академики испугались взглянуть правде в глаза"

Почему российские картины год за годом пролетают мимо списка победителей, какое отношение к киноискусству имеет фильм о допинговом скандале и что означает признание лучшим фильмом извращенной пародии на немую Золушку и подсевшего на вареные яйца Ихтиандра?

В стремлении к пресловутой толерантности — в плохом смысле этого слова — "Оскар" с каждым годом становится все более скучным, предсказуемым и гораздо менее интересным, чем был всего лишь несколько лет назад, считает кинокритик Давид Шнейдеров. По его мнению, упор на эту превратно истолкованную толерантность со временем погубит "Оскар", превратив его в подобие тех многочисленных национальных кинопремий, на которые никто не обращает внимания — даже если получить их в принципе престижно.

Как вы объясните выбор американских киноакадемиков?

— История об инвалидке, которая влюбилась в ихтиандра, заставляет задуматься о том, что Александр Беляев был великий писатель и что его произведение "Человек-амфибия" гораздо интереснее и динамичней сценария "Формулы воды".

Мне очень жаль, что "Оскар" не достался "Трем билбордам". Для меня это объясняется тем, что академики испугались взглянуть правде в глаза, признать и сказать всем: "Да, такая Америка есть сейчас, она существует — нетолерантная, враждебная, агрессивная", — и пошли по самому простому пути (выдающиеся роли Френсис Макдорманд, Сэма Рокуэлла и Гэри Олдмена, актерские работы они отдали действительно нетолерантным фильмам, правдивым и честным, а режиссуру и лучший фильм — сладкой сказке Гильермо дель Торо).

Такое ощущение, что тем самым они пытаются что-то всем навязать?

— Они ничего не пытаются никому навязать. США сейчас находятся под гигантским прессом — давления сексуальными домогательствами, прессом давления на отношение к сексуальным меньшинствам, и американцы боятся посмотреть девушке ниже подбородка, они боятся, что это будет расценено как сексуальный харасмент. Это неправильно и очень грустно, мир сошел с ума, и я не очень себя ощущаю в этом новом мире.

Тем не менее американцы не побоялись вручить "Оскар" документальному фильму о допинге в российском спорте.

— Они ничего не боятся. Они не побоялись вручить "Оскар" Майклу Муру — ярому противнику Джорджа Буша, они не побоялись вручить "Оскар" Кэтрин Бигелоу, предпочтя "Повелителя бури" "Аватару". Они не боятся выпустить на экран фильм "Сделано в Америке" с Томом Крузом, где главный герой напрямую обвиняет правительство США в разжигании национальных конфликтов — торговле оружием и наркотиками, в насильственном вмешательстве в дела суверенных государств. Они не боятся, они ничего не боятся.

Но ведь американская киноакадемия все равно политически ангажирована?

— Нет, абсолютно. Она политически неангажированная. Шесть тысяч человек ангажировать нельзя, это невозможно. Есть тенденции, есть какие-то общественные влияния, но, поверьте, на шесть тысяч человек повлиять невозможно, купить невозможно, убедить невозможно. Значит, такова общественная тенденция, таково влияние. Подвержена академия влиянию? Наверное, отчасти подвержена. Но политики здесь нет.

Но есть желание уколоть. Вспомним, например, шутку ведущего церемонии Джимми Киммела о президенте РФ: когда вручали "Оскара" фильму о допинговом скандале, он заявил: "По крайней мере, можно сказать с уверенностью, что в эти выборы Путин не вмешивался", — имея в виду выбор победителя в номинации.

— Киммел допустил и другие шуточки — например, про статуэтку "Оскара", которую можно спокойно брать в руки, потому что у нее нет члена. Понимаете, он и такие шутки допускает. Давайте спокойно относиться к юмору, которые допускает стендап.

У меня была дискуссия на ТВ по поводу высказывания Алексея Серебрякова о национальной идее. Мое глубочайшее убеждение — что те люди, которые принимают это высказывание на свой счет, они такие и есть.

Сергей Леонидович Доренко в прямом эфире на радио говорит, что все бабы дуры. Вот те, кто обижается на него, — точно дуры, потому что умная женщина не обидится: улыбнется, засмеется, пропустит мимо ушей. И те, кто воспринял слова Серебрякова на свой личный персональный счет, — они живут с этой национальной идеей.

Поэтому обижаться на шутки комика… Я видел в магазине в США футболку с надписью "GOOD BUSH AND BAD BUSH", где "good bush" переводится как "куст", но есть и второе значение — это волосы на половых органах. Написано GOOD BUSH — c кустом, и расстегнутые джинсы, торчат волосы — написано BAD BUSH, понимаете? И ничего. Я видел майку с Клинтоном, где Клинтон стоял голый, и его тело было разрисовано, как туша в мясном магазине.

Но одно дело футболки в магазине, а другое — церемония награждения, которую видели миллионы человек. А для России тема допинга достаточно болезненная.

— Почему вы считаете, что в Штатах несправедливость? Четыре случая приема допинга в Южной Корее, из них два наши. Помилуйте, ровно половина — наши! Мы же держим Мутко. Если бы мы сразу уволили Мутко, не было бы вообще никакого допингового скандала.

Вспомните теннисистку Марию Шарапову, которая собрала пресс-конференцию, ударила себя в грудь и заорала: "Простите меня, дуру грешную", а дальше очень внятно объяснила: "Я врача уволила, а я глотка воды без ведома врача не делаю, и не я должна эти письма (уведомления о внесении препаратов в черный список) читать, а врач". И Маша Шарапова, согласитесь, вполне хорошо себя чувствует, отбыла срок дисквалификации — и все хорошо. Это единственное, что хотел весь мир от России в допинговом скандале.

Но, возвращаясь к кино, опять же, осуждать их за фильм с Родченковым нельзя. Мы не знаем, как фильм сделан, "Оскар" дают не за правду в кино, а за то, как кино сделано. Мы его не видели.

За "Оскар" голосуют по гильдиям все киноакадемики. Все шесть тысяч человек голосуют только за один "Оскар" — за главный фильм, а за актерские номинации голосуют только члены актерской гильдии и больше никто. Режиссерская номинация — только члены режиссерской гильдии, документальное кино — только члены гильдии режиссеров документального кино. И все. Они сочли этот фильм лучшим, значит, возможно, он просто классно сделан, а содержание — это уже другое дело.

"Россия решила, что ее место в пещере"

"Даже если в российское кино будет вложен триллион долларов, то все равно никакого "Оскара" за это не дадут, никто этого всерьез не воспримет, тем более никто это смотреть не будет — ни здесь, ни там. Регулярно видим провалы… Хотя этот алхимик по фамилии Мединский чего только не делает в прокате - единственное, лично не ходит…

Мы видим: ничего не получается — только по той простой причине, что в очень важной области прогресса, в вопросе мировоззренческих и поведенческих трендов Россия решила, что ее место в пещере, в шкурах, обмазанной калом и злобно скалящейся. Это все уже немодно", — считает телеведущий, журналист, режиссер документального кино Александр Невзоров.

Триумф истории любви между старой девой-уборщицей и морским чудищем он считает проявлением "свободы отношения к чему бы то ни было", которая требует чего-то нового — в отличие от "старых добрых отношений, которыми забиты тома классической литературы и сотни гигабайтов видеоматериалов".

— Уже невозможно всерьез воспринимать какого-то князя Болконского или любую другую нафталиновую ахинею… Кто-то себя просто уговаривает, что это и есть вечное, ценное, классика, — утверждает собеседник "Правды.Ру".

В присуждении "Оскара" документальному фильму о якобы существовавшей в российском спорте системе сокрытия фактов применения запрещенных препаратов Невзоров тоже не видит ничего страшного — впрочем, как и в самом допинге.

"Документальное кино — это не только метры пленки, это еще и умение живо и очень прогрессивно откликнуться на то или иное событие. Вы знаете, я вообще за допинг — чтобы спорт и допинг были бы синонимами. Я считаю, что такие соревнования будут еще интереснее. И чтобы рядом с фамилией спортсмена прямо на табло открыто писать название препарата, который он принимает, чтобы у нас была возможность физиологического и фармакологического анализа.

Возьмите"Физиологию спорта" профессора Алексея Крестовникова — и вы увидите, что все нормативы, на которые был способен человек без допинга, остались в 1970-х годах. Если хотите рекордов — жрите таблетки. Понятно, что жрут все. Заберут у всех таблеточки — и спорт будет никому не интересен. Другое дело — как работают ваши спецслужбы, как они сумеют сохранить вашу мочу. Вот американцы умеют это делать", — уверен Невзоров.

Таким образом, в решении американских киноакадемиков нет никакой русофобии, считает он.

"Американская киноакадемия политически неангажирована, но каждый из ее членов имеет свои личные представления и пристрастия. Он чутко ощущает сегодняшние тренды. Многие воспринимают слово "Россия" как нечто диаметрально противоположное словам "прогресс", "свобода", "право", "выбор", "разум" и так далее", — подытожил наш собеседник.

"Это как вирус, а у нас в России нет антивируса"

Тем не менее "Оскар" — это сугубо американская премия со своими давними традициями (она вручается с 1929 года), напомнил "Правде.Ру" музыкальный продюсер Иосиф Пригожин. По его мнению, в ней, как и вообще в современном искусстве, присутствует политическая составляющая, однако "Оскар" присуждается киноакадемией США "профессионально и по-своему", и критиковать ее выбор глупо.

"Они убедили весь мир, что Голливуд — это единственный источник кинематографа, который является определяющим, они единственные, куда все стремятся. Там как бы признают все шедевры кинематографа. Рынок как таковой для наших фильмов и фильмов из других стран, даже если они являются гениальными, по сути закрыт. Обратите внимание: европейское кино умерло, в прокате собирают американские фильмы", — объяснил Пригожин.

В 2000 году он защитил докторскую диссертацию и выпустил одноименную книгу под названием "Политика — вершина шоу-бизнеса" — и считает, что этот заголовок как нельзя лучше определяет суть происходящего."Вся политика и является шоу-бизнесом, это чистый шоу-бизнес, показушная политика. Выборы в Америке показушные, это спектакль на весь мир, который мы кушаем. Практически все мировые выборы, которые мы с вами смотрим в том или ином виде, являются показушными. У многих людей нет образования, и они принимают многие вещи за чистую монету. Любая пропаганда, любая "жвачка" — это же цепная реакция: вы подкидываете кость, кто-то ее подхватывает и несет дальше. И кино — иногда у меня такое ощущение — существует не как искусство, а как пропаганда. Это как вирус, а у нас в России нет антивируса", — объяснил продюсер. По его словам, "настоящее продвигать очень сложно, а пошлятину — гораздо легче".

Президент Ассоциации каскадеров России, актер и режиссер Александр Иншаков тоже считает, что политика дошла не только до искусства — она "дошла до всего, и до спорта, и до обыденной жизни, и до бизнеса", а "Америка потихонечку сходит с ума". "Надеюсь, со временем они вернутся на место, и в нашей жизни все будет более-менее спокойно", — сказал он "Правде.Ру".

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *