Kronos Quartet сыграл звуки космоса

Первое в мире музыкальное произведение, основанное на звуках космического происхождения, исполнил в минувшую субботу всемирно известный коллектив Kronos Quartet. Состоящее из десяти частей произведение "Солнечные кольца" (Sun Rings) было сочинено композитором Терри Райли на основе записей космических звуков из коллекции физика Дона Гернетта из университета штата Айова.

Терри Райли -американский композитор и пианист, основатель музыкального минимализма, необыкновенно популярный в 60-е годы прошлого столетия.

В последнее время, кроме создания "космической музыки" Райли выступает по миру с импровизациями, причем не авангардистского, а явно классического толка — так, на одном из последних выступлений в Москве Райли исполнил главное свое произведение — "In C" , которое занимает всего одну страницу. Но это лишь основа для импровизаций, которые могут звучать бесконечно. Исполняя их в Малом зале консерватории, Райли не эпатировал публику, а спокойно любовался бесконечно сменявшимися стилевыми ассоциациями — от импрессионизма Дебюсси до свинга.

Второй создатель "Солнечных колец", Гернетт, является непосредственным участником разработки приборов для исследования так называемых плазменных волн, которые распространяются в крайне разреженном ионизированном газе, заполняющем космическое пространство.

В течение сорока лет Гернетт собирал информацию о характере плазменных волн, полученную многочисленными автоматическими межпланетными станциями в различных уголках Солнечной системы. Подобно тому, как радиоприемник превращает радиоволны в звук, он преобразовывал плазменные волны в своеобразную "космическую музыку", которую затем записывал на магнитную ленту. За несколько десятилетий у Гернетта, по собственному его признанию, собралась целая картонная коробка с подобными записями.
В основу "Солнечных колец" легли звуки, полученные после обработки плазменных волн, зафиксированных исследовательскими аппаратами возле Юпитера, Венеры и других планет. В основном, музыка, собранная Гернеттом, состоит из щелчков, треска и писка. При работе над своим произведением Терри Райли использовал звуки из коллекции Гернетта, дополнив их звучанием струнных инструментов и хора. Например, в промежутке между частями Planet Elf Sindoori и Earth Whistlers композитор поместил звук магнитного поля, зарегистрированного аппаратом "Галилей" у спутника Юпитера Ганимеда.

Во время исполнения "Солнечных колец" использовались и визуальные эффекты, среди которых следует выделить снимки далеких планет, выполненные аппаратами "Вояджер", а также изображения вращающегося Юпитера. Интересно, что "Вояджеры", запущенные в космос еще четверть века назад, продолжают отправлять на Землю записи плазменных волн, зарегистрированные приборами Гернетта на окраинах Солнечной системы.
В 2003 г. Kronos Quartet планирует выступить с этим произведением в концертных залах Хьюстона (Техас), Сан-Франциско (Калифорния) и Лондона (Великобритания).

Понятно, что музыкой преобразованные волны можно назвать с очень большой натяжкой. Определяя жанр исполнения произведения, тоже уместнее говорить о перфомансе, нежели о концерте.

В последние годы в современной музыке намечается тенденция к сочинению и исполнению произведений, рожденных посредством "преобразования".

В качестве источника берутся не только "космические", но и "человеческие" звуки — преобразованная энцефалограмма мозга, сердца и других органов.

Тенденция свидетельствует не столько о новом этапе в развитии музыки, сколько о том, что современная классическая музыка заходит в тупик, или, по крайне мере, переживает глубокий кризис.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить