Никита Симонян: Мои голы - моё богатство

Сегодня у нас в гостях заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, многократный чемпион и обладатель Кубка страны, олимпийский чемпион; тренер, приводивший “Спартак” и “Арарат” к высшим достижениям страны по футболу; первый вице-президент Российского футбольного союза, член правления общества “Спартак”. Это Никита Павлович Симонян.

“Природная быстрота, отличная техника и тонкая тактика делали Симоняна крайне опасным для любой команды мира. Но он не терпел грубости, не способен был ответить опекуну “око за око”. Техничный и деликатный, этот футболист импонировал зрителю умной и тонкой игрой”, — писал о нем Н.П. Старостин в книге “Звезды футбола”.

Скоро выйдет в свет новое, переработанное издание книги и Н.П. Симоняна “Футбол — только ли игра?”

— Одних мальчишек тянет волейбольный мяч, других — баскетбольный, третьих — вода — плавание. Меня “пленил” футбольный мяч и не отпускает до сих пор, — говорит в начале нашей беседы Н.П. Симонян.

— Футбол стал моей страстью с детских лет. До изнеможения гоняли мы мяч на пустырях — благо, тогда их было достаточно. Жил я в приморском Сухуми. Ездили в выходные на местных поездах километров за 12 и там играли в футбол подальше от родительского ока. Средством восполнения калорий были сады с яблоками и грушами.

Отец — сапожник считал футбол игрой дурацкой и несерьезной. Да еще без конца “летела” обувь. Несмотря на его словесные угрозы и физические воздействия, футбольный мяч оказался сильнее — и победил. Хотя, конечно, не думал, что футбол станет моей профессией на всю жизнь.

Отбирали подростков в спортивную школу — и я попал туда, при команде сухумского “Динамо”. Спорт и искусство — всегда рядом. В 1942 году я стал первым трубачом школьного оркестра и впервые надел форму юношеской команды “Динамо”. Повезло с первым тренером: им оказался футболист этого же клуба Шота Ломинадзе. Так я начал играть в организованный футбол. Сначала — первенство города, потом — Абхазии (даже были чемпионами), далее — Грузии. У нас была хорошая команда. Многие ее участники стали известными футболистами. Наверняка любители футбола старшего поколения помнят вратаря Маргания, игроков Вардимиади, Граматикопуло, Бондаренко, Дзяпшпу... Во взрослом “Динамо” играл с Саная, Антадзе, Гогоберидзе... Вот с кем рядом учился по-настоящему футболу! Однажды мы встречались с московской командой “Крылья Советов”. Ее тренеры Горохов и Дангулов приметили меня и пригласили в этот клуб.

Если в Абхазии я получил начальное и среднее футбольное образование, то в столичных “Крылышках” прошел “высокую школу” — это был подход к высшему образованию. Команде “Крылья Советов” не повезло. Она заняла последнее место в чемпионате и была расформирована, а мы разбросаны по разным клубам. Я должен был идти в “Торпедо”. Но тренеры “Спартака” — ими стали Горохов и Дангулов — позвали в себе. А как я мог отказаться, если три года проспал в чулане на сундуке у Горохова.

Да еще спал там — и во сне видел “Спартак”. Мне импонировал он красивой, “кружевной”, быстрой, комбинационной игрой. Очень уговаривали блиставший тогда знаменитый центрфорвард Александр Пономарев и директор ЗИЛа Лихачев идти в “Торпедо”. Позже Пономарев укорял меня: “Зря ты отказался: у нас бы с тобой получился отличный сдвоенный центр (тогда новинка футбола). Но я выбрал “Спартак”, а “Спартак” — меня.

Несмотря на то, что получил тяжелую травму и полгода не мог играть. Вскоре доверие нового клуба оправдал. В чемпионате 1949 года в составе “Спартака” забил 26 голов, в 1950-м — 34, в 1952-м — 42, в играх на первенство и Кубок страны. “Спартак” пришелся мне по сердцу.

— Вы всегда показывали красивый, зрелищный футбол, любили играть в пас, но при этом и много забивали — потому и вписались в “Спартак”. Быстро попали в Клуб имени Федотова (сто и более мячей). Как это удавалось?

— Вкус к голу, нацеленность на ворота родились во мне еще в Сухуми. Помню, однажды мы выиграли матч со счетом 11:4, девять голов забил я. А как же иначе? Ведь обязанность форварда — забивать. Но жадным не был никогда. Если партнер оказывался в лучшем положении, отдавал мяч. Зря по воротам не бил. Делал это, когда была 100-процентная возможность поразить их.— Говорят, тогда проще было забить гол. Сейчас защита покрепче, игроков в обороне больше.— Да, защита крепче. И техника, и тактика обороняющихся выше, лучше. Но ведь и я, а не только они играли в то время в футбол. Прогресс — во всем. Сравним “Москвич-402” и “Мерседес”. Человек со временем должен меняться, развивать свои способности — трансформироваться. Я играл в большой футбол 12 лет. Старался год от года повышать мастерство, находить новые подходы к игре. Не сравниваю себя с Пеле. Но обратим внимание на его игру и отношение к футболу. Он блистал 12 лет. Трижды становился чемпионом мира! За это время менялся футбол.

От чемпионата к чемпионату техника и тактика совершенствовались. Пеле также приспосабливался, менялся. Или наш Олег Блохин. Он 20 лет достойно, стабильной воспитал на футбольном поле. Играл красиво и результативно. Все потому, что, обладая футбольным даром, эти игроки много трудились на тренировках. С таких футболистов надо брать пример молодым.

— Помимо того, что забивали много голов, вы были на поле рыцарем, я бы сказала, джентльменом. Вас, по-моему, ни разу не удаляли с поля?

— Судьи — ни разу. Но однажды сам ушел.

— ???

— Соперник совсем обнаглел: подножки, задирался, ругался. Ответил — и ушел с поля. На следующий день приехал к нему — извинился.

— Какие игры запомнились больше других?

— Финал Кубка 1958 года. Помню, было это 2 ноября. Погода стояла ужасная. Поле тяжелое, вязкое. Игралось очень трудно. В основное время соперники — торпедовцы нас переигрывали. Хорошо еще выручал вратарь Ивакин. Игра выравнялась. Но я не использовал реальную возможность забить гол. Хотелось действовать наверняка, да опоздал с ударом — мне помешали. К счастью, в дополнительное время ошибку исправил: провел единственный гол в этом матче.А 8-го была переигровка за звание чемпиона с киевским “Динамо”. Сначала мы проигрывали 1:2. Анатолий Ильин забил важный гол — сравнял счет. Играть было очень тяжело: поле, как камень, температура -8о. За 6 минут до конца я закрутил мяч на дальнюю штангу — Сергей Сальников вколотил его в ворота. Так, в 1958 году “Спартак” выиграл первенство и кубок страны — сделал “дубль”. Этот год стал, к сожалению, “лебединой песней” для многих известных спартаковцев: Сальникова, Парамонова, а также и меня.

Нам перевалило за 30. Не многим футболистам посчастливилось в жизни совершить “дубль”. Мне это удавалось и как игроку, и как тренеру дважды: в составе московского “Спартака” и как наставнику ереванского “Арарата”. 7 раз моя команда или под моим руководством получала почетные награды страны. Кажется, никто из наших футболистов этого не добивался.

— Забивая мячи, вы показывали умный, интеллигентный футбол.

— Футболисту непременно должно быть присуще чувство самоанализа, корректировки игры. Вот смотришь на молодого парня: быстр, физически крепок, нацелен на ворота. Но... Один раз бьет мимо, второй, третий... Говорю ему: “Понимаешь, почему не попадаешь в ворота?” Молчит. “Посмотри на опорную ногу, где находится мяч? А как держишь корпус? Отклоняешься назад — вот он и летит в небеса!. (Никита Павлович берет мяч, быстро и ловко показывает, как надо держать корпус, ставить опорную ногу, принимать мяч — как “стрелять” по воротам. Так он учил и учит молодых играть в футбол).

— В футболе, как в шахматах, надо просчитать несколько ходов вперед. Быстро думать, давая пас или нацеливая мяч на ворота.

— Безусловно. Бывает, что природа дала футболисту многое: и физическую силу, и скорость, да обделила умом. Вот Пеле — футболист от Бога, но он и много трудился и хорошо работал головой.— Вы ушли из активного футбола в 33 года и стали хорошим тренером. Но не каждый способный футболист становится наставником. Как, к примеру, не всегда талантливый танцовщик — балетмейстером. В нашем футболе были замечательные тренеры: Б. Аркадьев, М. Якушин. Они прививали своим питомцам профессиональные навыки. Но и отличались высокой культурой.

— К тренерам такого плана, как Якушин и Аркадьев, можно также отнести Дангулова, Севидова, Качалина и других.

-  Я согласен с вами: не каждый классный футболист становится хорошим тренером, как и известный танцовщик — балетмейстером. Вот смотришь на Владимира Васильева, которого я помню замечательным Спартаком, в “Анюте”, где он не танцует, а изображает старика, ходит по сцене, — и мне его становится жалко. А как он поставил “Лебединое озеро”? Смотреть противно. Невольно вспоминаю старые постановки. Считаю: я ушел из активного футбола вовремя и другим советую поступать так же.

— Одни уходят, другие приходят. Но прекрасно, когда сохраняются традиции клуба. Сейчас, к сожалению, во многих командах это утеряно. Отрадно, что сейчас молодежь “Спартака” играет в “спартаковский”, современный футбол. Вспоминаю слова старейшины клуба Н.П. Старостина: “Я пережил 12 поколений спартаковцев. Жаль, что он не дождался побед, успехов тринадцатого.

— Если, побеждая в первых чемпионатах России, “Спартак” являл собой сборную СНГ, то теперь в отличие от других клубов в его составе немало воспитанников своей, спартаковской, школы, детских и юношеских команд, в которых берегут традицию клуба. Вот почему они органично вливаются в команду мастеров. Но победы достаются нашему чемпиону нелегко: он борется на нескольких турнирах: за первенство и кубок страны, кубок чемпионов. Да еще футболисты клуба участвуют в играх сборной страны. Спартаковцы сейчас лидируют и в чемпионате России этого года.Я был прав, ратуя за уменьшение числа участников первенства страны в высшей лиге. Природу обмануть нельзя. Негоже играть в футбол на полях, похожих весной на огород даже на юге, в снегопад, мороз. Это не доставляет радости ни футболистам, ни зрителям.

— Может быть, есть и другие объективные причины того, что мы видим сейчас много бесцветных, серых матчей. Как-то Владимир Маслаченко сказал: когда лихорадит, трясет страну, она испытывает многочисленные трудности, это отражается и на футболе.

— Конечно, стране, ее гражданам тяжело: не получают зарплату шахтеры и учителя, мизерные пособия у пенсионеров, плохо оплачивается труд врачей, ученых... Аналогичная картина и в спорте, где многое решают финансовые вопросы. Ряд клубов — на грани банкротства. Мощный прежде ЗИЛ не может содержать команду мастеров, которой так гордились заводчане. Тем не менее верю: футбол жив и будет жить. Однако беспокойство остается и в клубах, и в сборной утрачивается то, что всегда было присуще нашему футболу, — понятие патриотизма. На первом плане у нас прежде была защита чести и достоинства флага, клуба, Державы. Наши футболисты достойно выступали на первенствах Европы и мира, дважды побеждали на Олимпийских играх: в 1956 году, в которых я участвовал, и в 1988-м в Корее, когда тренером сборной был ее нынешний наставник А. Бышовец, достигали финалов чемпионатов мира, получали медали. Плохо играют команды в еврокубках, неудачи постигают сборные, да и чемпионат страны, в общем, не интригует. Как правило, за победу борются три команды.

— А какие все же причины неудач?

— Нельзя сказать, что футболисты бедствуют. Особенно это относится к “легионерам”. Вот Кирьяков выступал: “Нас укоряют в отсутствии чести, патриотизма”. Да, это так. Футболистам, играющим за границей, стыдно ставить вопрос о дополнительных или невыплаченных 3—5 тыс. долларов. Они в лучшем положении, чем те, кто дома. Я преклоняюсь перед спортсменами, которые и в прежние нелегкие времена, и в нынешние достигают вершин в спорте как внутри страны, так и за рубежом. Достойно мы выступили на последней летней Олимпиаде, а вот футболистов, к сожалению, там не было — не дошли. Мы сейчас уступаем сопернику не в технико-тактических компонентах, а в том, в чем всегда были сильнее, — в функциональных, волевых качествах. Это вина и тренеров. Я преклоняюсь перед оркестрами Светланова и его маэстро, достигающими высот в музыке. Так надо играть и в футбол!

— Что вы в заключение беседы пожелаете нашим футболистам и всему российскому футболу?

— Хочу, чтобы он скорее прогрессировал. Чтобы в нем было больше “звезд”, чем наш футбол всегда славился, — это делает игру красивой и зрелищной. Чтобы на поле шла бескомпромиссная борьба и мы не видели “серых” матчей. Возвратить зрителей на трибуны должна прежде всего главная команда страны — сборная России, составленная из самых достойных игроков. Такая задача стоит перед ее новым главным тренером А. Бышовцем. Хочется также пожелать клубам успехов в еврокубках. Основания для этого есть.Вот смотрел как-то поздно вечером чемпионат Англии по футболу. Там, как у нас, тоже не забивают голы из выгодных положений, непростительно ошибаются. Ругаюсь, кричу на игроков.

Приходит жена: “С кем это ты разговариваешь?” Смотрит на экран и смеется: все понятно.200 мячей забил в ворота соперников Н.П. Симонян. Никто из его ровесников не сделал больше. Да, кажется, и из современников тоже. Хотя сейчас футболисты за сезон проводят игр больше, чем прежде.“Симоняна преображал голевой момент. Здесь кончалась его кажущаяся расслабленность, “вежливость”. Дальше — никаких колебаний: быстрый, скользкий рывок — и удар в точку. Он бил не часто, но забивал больше других. Это не парадокс. Это стиль игры — сначала человеческий, затем футбольный”. Так писал о нем Лев Филатов в книге “Форварды”.

Маргарита АНОХИНА

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить