Юрий Саульский: Я никогда не заигрывал с публикой

Наш собеседник - Советский и российский композитор, дирижёр, автор балетов и мюзиклов, автор песен, музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Народный артист РСФСР Юрий Саульский.

— Юрий Сергеевич, ваше имя давно и неразрывно связано с отечественным джазом. Расскажите, откуда пришло увлечение этой музыкой?

— В нашем доме всегда звучала музыка. Моя бабушка выступала вместе с Шаляпиным и Собиновым, мать и отчим пели в хоре, а отец был прекрасным пианистом. В доме было много пластинок, в том числе и джазовых. И эта музыка заворожила меня. Я сразу понял, что это — мое, вернее не понял, а почувствовал, ибо в детстве трудно отдавать себе отчет в таких вещах. Я учился у Елены Фабиановны Гнесиной по классу фортепьяно, затем на виолончели, валторне; в 1954 году окончил Московскую консерваторию по классу теории и композиции. Рад, что получил классическое образование, это — база.

Но мне и в голову не приходило, что когда-нибудь эти две линии могут во мне пересечься: любовь к академической музыке и джазу! Это случилось со мной, когда я стал работать в оркестрах Покрасса и Рознера. В те годы я много аранжировал. Мною были написаны оркестровые фантазии на темы Чаплина и Дунаевского: “Чаплиниада” и “Дуниада”, обработка “Сент-Луи блюза”, очень модная в то время, и “Соло ударных”, которое мастерски исполнял Борис Матвеев — это были мои отправные точки на пути постижения джаза.

Потом меня пригласили руководителем оркестра ЦДРИ, специально организованного для джазового конкурса, проводившегося в Москве в 1957 году в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Мы получили на конкурсе серебряную медаль. Это был первый международный джазовый фестиваль в нашей стране. Но вскоре, 8 августа, в “Советской культуре” вышла статья “Музыкальные стиляги”, после которой я на два года стал персоной нон грата, хотя то, о чем говорилось в статье, было несправедливо по отношению к нам, так как никакими стилягами мы не были.

Хорошо, что я легко могу переключаться с одного рода деятельности на другой. В эти два года я открыл для себя новое увлечение, участвуя в написании музыки к кинофильмам. Моя кинодеятельность началась с того, что вместе с Аркадием Островским мы написали музыку к фильму “Девушка с гитарой”. Затем было много других кинолент: “Стакан воды”, “Очная ставка”, “Хозяйка детского дома”... Я писал музыку для театров имени Гоголя, Ермоловой, Малого театра и Театра сатиры.

В шестидесятые годы у меня возникло желание создать свой оркестр, и в 1966 году моя мечта осуществилась — я организовал ВИО-66. Это был биг-бэнд: пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона и ритм-секция плюс вокальный октет, который свинговал вместе с оркестром. В вокальной группе пели Валентина Толкунова и Валерия Иванова. Это был очень интересный коллектив. За четыре года совместной работы мы сделали три программы и объездили всю страну.

— Помимо сочинения собственной музыки вы отдаете еще много сил общественно-просветительской работе, а также педагогике. Расскажите, пожалуйста, об этих сторонах вашей деятельности.

— С общественной работой я никогда не порывал — был секретарем Союза композиторов СССР, до сих пор являюсь председателем джазовой комиссии Союза композиторов Москвы и президентом МДА — Московского джазового ангажемента, который занимается организацией джазовых фестивалей. Благодаря нам в Москву приезжал оркестр Каунта Бейси и Рей Чарльз. Недавно мы провели гершвинский фестиваль, а в 1999 году надеемся провести фестиваль, посвященный столетию другого не менее выдающегося музыканта — Дюка Эллингтона.

Не забываем мы и своих музыкантов, проводим клубные вечера. Еще я являюсь музыкальным консультантом на ОРТ. Что касается моей педагогической деятельности, преподаю в эстрадно-джазовом колледже на Ордынке. И, совмещая все это , конечно, не забываю писать музыку, ибо, как говорил Чайковский, “музыкант — это не тот, кто может писать музыку, а тот, кто не может не писать”.

— Как вам видится будущее отечественного джаза?

— Вот, что я скажу. Когда все было запрещено — джаз был сладким запретным плодом. И многие музыканты, не будучи профессионалами, становились героями просто из-за причастности к этому слову. Теперь все можно. Но это и накладывает определенные обязательства на музыкантов. Они должны играть на очень высоком уровне. За свое вековое развитие джаз столкнулся с тремя проблемами: неприятие джаза в начале века со стороны академических музыкантов, идеологический прессинг в нашей стране и появление рок- и поп-музыки, отодвинувших джаз на второй план, одновременно сделав его музыкой элитарной.

Но сейчас во всем мире интерес к джазу сильно возрос. Особенно молодежь интересуется им. И я не сомневаюсь, что джаз всегда будет востребован. Пусть он не получит дворцов спорта и стадионов, но ему этого и не нужно.

— Считаете ли вы себя счастливым человеком?

— Абсолютно счастлив быть не может никто. Но многое из того, что хотел сделать, сделал. Никогда не заигрывал с публикой, но мне не безразлично, какого мнения обо мне слушатель. И когда что-либо удавалось, был счастлив. Да, не могу сказать, что моя жизнь не сложилась.

Беседу вела Марина РАСТОРГУЕВА

Автор Марина Расторгуева
Марина Расторгуева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *