Поэт Владимир Фирсов: Сегодня счастливым может быть только вор или идиот

За плечами поэта Владимира ФИРСОВА более 30 книг. Он лауреат Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола, многих других. Его заслуги перед литературой, перед Отечеством отмечены рядом орденов, в том числе и орденом Сергия Радонежского.– Как для человека православного, любящего свое Отечество, самая дорогая для меня награда – орден Сергия Радонежского, который пожаловал мне Патриарх.

Мне не безразлично, что сегодня идет нашествие на православие. Зловещее нашествие. В середине прошлого века это нашествие остановил великий гений земли нашей Алексей Степанович Хомяков – ученый, философ, поэт. Его очень любил Пушкин. Порой искренне завидовал ему. Гоголь не мог без него... Хомяков всю свою жизнь писал историю человечества.Мы сейчас много говорим о национальной идее, а ведь она есть у Хомякова. Борис Николаевич все время спрашивает: где национальная идея?

Его окружение, его челядь – не знает. А без национальной идеи Россия погибнет! Если Россия погибнет, а извне все к тому ведется, то тогда рухнет весь мир. “Старатели”, пытающиеся уничтожить Россию – духовно, экономически, – не понимают, что готовят для себя гроб.

– Владимир Иванович, потери наши очевидны. Они – чудовищны! И тем не менее находятся те, кто щебечет о каких-то приобретениях...

– Совсем недавно люди жили в товариществе, в согласии. Как поэт я сегодня обездолен бесконечно – я потерял столько друзей! В Азербайджане, в Грузии, в Белоруссии, на Украине родной... Все потеряно. Я переводил на русский язык разных поэтов. Теперь ничего нет – пустыня. Что Украина без русского языка? Гоголь, будучи гением, это понимал. Подумайте, кто бы его знал без русского языка? Кто бы знал того же Расула Гамзатова? Кто бы его читал на аварском? Несколько тысяч аварцев...

То, что мы разъединились, – такая историческая нелепость! Было смутное время в истории нашего Отечества, но сейчас смутнее некуда. Брошены миллиарды долларов на его растоптание. Людишки, добравшиеся до власти, грабят, калечат землю русскую: недра, промышленность, литературу... Сегодня счастливым может быть только вор или идиот... Полнейшая бездуховность! Мы уже напоминаем очередной американский штат. Гигантский, но штат. А своего Сергия Радонежского у нас, увы, нет. Не доросли...

- Что на этом жутком фоне происходит в литературе?

– Литературы как таковой нет. Полное недомогание. Ее подменили суррогатом – порнухой и дешевыми детективами. А подлинной литературы, как ни жаль, не видно. Конечно, она где-то есть. И будет. Но сейчас она задавлена. Я двадцать лет преподаю в Литературном институте, недавно набирал новый курс заочников, и с горечью вижу – многие не приезжают на сессию только потому, что нет денег на дорогу.

Одаренные, чистые люди остаются сегодня невостребованными. Бог свел меня с прекрасным поэтом Андреем Шацковым. Ему некогда обивать пороги редакций – он строит. И таких по Руси немало. Да, в провинции нищета в прямом смысле, но духом люди остались столь же сильны...

— Владимир Иванович, а что именно укрепляет вас?

— Я просто верю в Отечество. Верю в Бога. Я всю жизнь старался делать людям добро. Я искренне хочу, чтобы люди не забывали помогать ближнему. Россия ближе всех к Богу. Пусть наши недруги не забывают об этом:

Все отцветет И нехотя увянет, Но будет вечна Духа высота, С ней будут вечны на земле славяне, Принявшие рождение Христа...

– Что, по-вашему, главное в поэте?

– Поэта нет без души. Можно и слона научить писать в рифму. Правда, его сперва надо научить говорить. Но это не будет поэзией. Как я пишу? Не знаю. Наверное, рукой Ангела...

Писатели-демократы называют Иосифа Бродского “великим русским поэтом”. Ваше отношение к этим высказываниям?

– Пусть они так и считают. Но зачем нам его навязывать? Стихи Бродского культурные, но не более. За душу, например, меня они не возьмут. Я не могу сказать, что он не поэт, но лично мне он не нужен. Пусть каждый хлебает свою духовную похлебку. А все эти Нобелевские премии – чистая политика.

– Грядущий год – Год Пушкина...

– Без Пушкина Россию представить невозможно. Но, не дай Бог, замусолят это великое имя. Как уже замусолили в школьных программах Маяковского... Примерно год назад Ельцин заявил: “Если декабристы разбудили Герцена, то Пушкин разбудил Ельцина”. Каково?! Думаю, не разбудил. Потому что Пушкин мечтал о том времени, “когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся”. Вспомните Беловежскую пущу... И еще нельзя забывать о том, что 200-летие поэта переходит в год двухтысячелетия со дня рождения Иисуса Христа – сверхвеликий праздник человечества.

– Ваши пожелания читателям “Правды”.

– Сейчас время страшно беспокойное – потихонечку пахнет пожаром. Ой, как бы этого не хотелось! Но кому-то, видимо, это надо: кому война – кому мать родна... А всем читателям “Правды” я хотел бы пожелать: держитесь, не сходите с дороги! Денно и нощно думайте об Отечестве своем!Мне нравится “Правда”.

Не просто нравится – я даже могу сказать, что люблю ее. За политическую направленность, за объективность. За деликатность. За неравнодушие к литераторам. Сейчас очень важно поддержать русскую интеллигенцию, которая загнана в угол. Пусть ваш корабль и дальше плывет!

Беседу вел Сергей КАРГАШИН.

Автор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить