Загадка сарматских золотых зеркал

Все те материальные ценности и сокровища, что унесли с собой в могилу степные сарматские аристократка и воин-аристократ, жившие в период железного века в I тысячелетии до нашей эры, станут теперь неотъемлемой частью фондов одного из богатейших музеев России.

Вчера произошло в известном смысле важное событие. Государственный Исторический музей (ГИМ) получил в дар от Волгоградского педагогического университета целую коллекцию уникальных археологических находок из курганного могильника Майеровский в Волгоградском Заволжье. Спонсором этой передачи ценностей в дар явилась одна крупная российская нефтяная компания.

Вообще, стоит отметить, что случившаяся акция приобретает особый вес на фоне, распространившегося в последние десятилетия запрета многими региональными властями на вывоз, полученных при раскопках археологических ценностей с территорий областей и краев России.

Раскопки могильника Майеровский, состоявшего из 9 курганов, проходили под руководством Николая Скворцова, и проводились Волгоградским педагогическим университетом, начиная с 1992 года. Весь могильник относится к раннему железному веку. Особый интерес у специалистов в нем вызвали парное захоронение мужчины и женщины, вероятно, представителей знати одного из кочевнических племен сарматов, которые безраздельно господствовали в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. в степях Евразии.

Загадка сарматских золотых зеркал
Загадка сарматских золотых зеркал
Как известно, сарматы относились к группе кочевых ираноязычных племен первоначально занимавших степи от Дона до Приуралья. В 6-4 веках до н.э. античные авторы сообщают о савроматах, граничивших со скифами на Дону, но уже в 5 веке до н.э. частично перешедших на правый его берег. Этноним «сарматы» употребляется в античной традиции с 3 в. до н.э. и со временем вытесняет прежний. Появление его сопровождается возникновением новой сарматской культуры и началом интенсивного движения в 3-2 вв. до н.э. сарматских племен на Северный Кавказ (сираки, аорсы) и в Северное Причерноморье (языги, роксоланы). Позднее отдельные сарматские племена воевали с понтийским царем Митридатом, а после выступали и как союзники этого царя в борьбе с Римом. Некоторые из оставшихся сарматских племен, например, аланы, позже обосновались в горных районах Кавказа, включившись в процесс формирования некоторых современных кавказских народов (осетин, кабардинцев и других).

Исследователи сарматского могильника Майеровский столкнулись с разными погребальными обрядами. Самый странный и любопытный из них – «катакомбное захоронение». В глубине справа и слева от вертикальной шахты создавались погребальные камеры, в которых и хоронили умерших вместе с разнообразным ритуальным инвентарем.

В те века в загробном мире сарматского мужчину «сопровождал» длинный меч, кинжал, копье и бронзовое зеркало.

Загадка сарматских золотых зеркал
Загадка сарматских золотых зеркал
О высоком социальном статусе воина-кочевника свидетельствует поставленный в могилу бронзовый котел - довольно редкая находка в степных древностях.

Умершей женщине принадлежали серебряная позолоченная чаша с чеканным орнаментом - изделие сирийских и парфянских торевтов (ювелиров), глиняные курильница и горшок, костяной гребень с изображениями головок животных или птиц, колокольчики, бусы и большое количество золотых украшений.

Среди них - шейная гривна, спиральные браслеты, перстни со вставками из аметиста и гагата, серьги с сердоликовыми бусинами и цепочками с золотыми пластинками на концах. Одежда знатной женщины была расшита многочисленными золотыми штампованными бляшками разных форм.

Но, все-таки, наибольший интерес у ученых вызывает зеркало в виде бронзового диска со следами позолоты и массивной ручкой. Основа ручки сделана из дерева и покрыта двумя золотыми обкладками с уникальными изображениями: в верхней части ручки помещена стилизованная фигура человека с согнутыми в локтях руками, по обе стороны от нее расположены конские головки с заплетенными гривами; ниже в двух ярусах размещены изображения фантастических существ с головками драконов.

Орнаментальные изображения на ручках погребальных зеркал, по мнению ученых, совершенно уникальны и их еще предстоит расшифровать.

Вся коллекция, переданная ГИМу, включает в себя около 500 предметов. Посетители увидят далеко не все из них, а лишь самые ценные и интересные.

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ

Фото автора.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить