Живопись тишины Мурзы Стерлитамакского

В Государственной Думе проходит выставка башкирского художника Альберта МУРЗАГУЛА.

- Когда я хочу праздника, я созываю друзей. Когда я хочу большого праздника. я устраиваю выставку, - говорит художник. Кстати, любителям живописи из России, Германии, Литвы он известен под творческим псевдонимом Мурза Стерлитамакский.

В Государственной Думе художник выставляется впервые. Вообще-то в думском фойе, в огромном зале-переходе между старым и новым корпусами здания, регулярно проходят выставки произведений современной российской живописи, но чаще здесь выставляют свою продукцию лучшие отечественные предприятия. К этому все обитатели Думы привыкли, и некий филиал ВДНХ (Выставка достижений возрождающейся промышленности) даже очень естественно смотрится на фоне думской беготни, бесконечного гула дискуссий и иных атрибутов прохождения законопроектов через нижнюю палату парламента.

Картины же Мурзы Стерлитамакского, кажется, совершенно не вписываются в стремительный ритм думской жизни. Действительно, очень странно видеть здесь полотна необычайно нежные, светлые, словно проникнутые атмосферой легкой дремоты. Но они притягивают взгляд, словно манят к себе, заставляют остановиться.

Эти картины не о суете. Это - разговор о вечном. Основным стилистическим качеством живописи художника можно назвать создание “молочной” световоздушной среды. Все подчиняется светоносному пространству, как бы растворяется в нем. Свет становится главным средством, связывающем все сущее в мире, - так считает художник. Кстати, в живописном арсенале Мурзагула всего четыре цвета. Для создания своих полотен он использует минимум охры, кобальта и краплака, зато по максимуму идут в расход белила, с помощью которых художник создает тончайшую тональную разработку поверхности холста. Конечно же, это не является открытием художника. Тончайшая гамма полутонов - сфукмато - впервые была использована художниками золотой эпохи Возрождения. Интересно, что именно игра тонко разработанных полутонов вызывает мистические переживания, именно она располагает зрителя к встрече с таинственным.

В пейзажах Мурзы Стерлитамакского существует прекрасная, бесконечно нежная тональная растяжка в изображении неба, моря, гор и лесных ландшафтов, что и заставляет их мерцать таинственным светом. Тонкая глубина цвета есть “глубина” поверхности, это она создает иллюзию бесконечности пространства без указания на земное притяжение. Бесспорно, именно тщательность и сверхвнимательное отношение к подбору тона возбуждает в зрителе сосредоточенность, необходимую для погружения в мир, где есть место покою, где можно почувствовать свободу вечных возможностей.

Лилия Ахметова,

Студентка

Сатнкт-Петербургской Академии художеств.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить