Книжка, прочитав которую, "критики вешаются"

Про что: Перед вами книжка, подобной которой, по уверениям издателей и автора, не появлялось уже несколько веков, книжка, прочитав которую, известные московские критики вешаются, не успев даже написать к ней рекламный текст, книжка с посвящением еще более пафосным, чем даже название: "1250-летию Петербурга посвящается". Словом, готовьтесь к сильному потрясению... или разочарованию.

 

 Понравилось:

  - Знимательно и вполне не скучно.

  - Местами остроумно.

  - Оригинально.

  - Забавляют узнаваемые реалии.

  Не понравилось:

  - Рыхло и невнятно.

  - Безыдейно.

  - И вообще, в сравнении с громким и пафосным представлением разочаровывает.

 

 Роман громко, называемый тем, чего "в литературе не появлялось в течении последних тысячелетий", на самом деле напоминает сборник рассказов. Что это все-таки роман, можно понять разве что по фигурирующим в половине из них герою "я", журналисту из какой-то желтой газеты, и его жене. Впрочем, ни в какой особенный общий сюжет не складывается даже и эта половина.

 

 Больше всего то, что тут происходит, похоже на нечто среднее между Мураками и какими-нибудь историями из газеты "Мегаполис-экспресс": кто-то загадочный убивает профессора ищущего сокровища тамплиеров, в доме обнаруживается лишнее окно, лифт-призрак ходит по шахте туда-сюда, из Невы непонятно с чего пропадает вся вода, метро же наоборот почему-то оказывается затопленным. Остальные рассказы представляют собой строящиеся вокруг какой-нибудь навязшей у всех в зубах злободневной детали - типа шавермы или девушки со словами "Люди-добрые-извините-что-мы-к-вам-обращаемся..." в вагоне метро - стилизации под сказки экзотических народов мира, слегка отдающие каннабиолом и Виктором Пелевиным.

 

 Впечатление такое, что все это нужно больше для объема, чем для сюжета, которого тут и нет. Для того, чтобы немного поразвлечь читателя перед тем, как предъявить ему главное - то, ради чего затевался весть сыр-бор и то, от чего читатель должен выпасть в белый осадок.

 

 Это главное ждет читателя в конце и заключается оно в прямом и неизящном заявлении, что он, читатель, есть убийца. Без объяснений. Точнее, с объяснениями, попорченными как бы кодировкой и потому нечитабельными. Что все это по идее должно вызывать - страх, смех или улыбку узнавания - честно говоря, не очень понятно. Но чего оно точно не вызывает, так это того потрясения, которое нам обещали в аннотации.

 

 Вообще говоря, на него не очень-то и рассчитываешь. Когда видишь такие вот чересчур вычурные и настойчивые уверения в том, что ничего похожего вы никогда не видели и не увидите, еще до прочтения книжки, закрадывается сильное подозрение, что это просто такая рекламная уловка, нацеленная на стимуляцию интереса и что на самом деле нас ничего такого особенного за столь пафосной обложкой не ждет. Книжка, правда, после этого все равно читается, но в основном для того, чтобы убедиться в том, что так оно и есть. А заодно и в собственной гениальной догадливости.

 

 Стогофф - автор популярный, и даже считающийся вроде как модным, однако не бог весть какой, с чисто литературной точки зрения, гениальный. Скорее предприимчивый. Будучи в первую очередь журналистом и обладая соответствующим чутьем и не имея, по сути дела, никакой большой и глубокой писательской идеи, он знает, что за словесную пищу ждет читатель и при помощи типично журналистских ухваток умеет выдать за таковую все, что угодно.

 

 Его и писателем-то назвать можно довольно условно, в основном благодаря широте и неясности самого термина "писатель": кто бы что ни говорил, писатель - это в конечном итоге просто-напросто тот, кто пишет. А уж чего он там пишет и зачем его читают, в термин не входит.

 

 Гораздо больше Стогоффу бы подошло название "шоумен", потому что он занимается не столько литературой, сколько шумихой и более или менее успешной продажей собственного брэнда. Зарабатыванием денег, одним словом.

 

 Что новый роман Стогоффа - книжка-обманка, эдакий потемкинский мираж с фасадом, но без содержания, - чего он, кстати, не скрывает и не стыдится - не удивляет и не обижает. Обижает и удивляет то, насколько топорно он сделан, и то, какими недоумками автор считает нас, читателей.

Ссылки по теме Vlasti.NET

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить