В Астраханской области мироточат иконы - 1 октября 2002 г.

В церкви Казанской иконы Божьей матери в Астраханской области одновременно замироточили 15 икон.

 

 Храм Казанской иконы Божьей матери находится в 60 километрах от Астрахани. Первые слезы появились на иконе Царицы небесной еще в понедельник. Затем замироточили иконы Николая Угодника, великомученницы Варвары и архангела Михаила. Всего "заплакали" 15 икон.

 

 В канцелярии митрополита Астраханской и Енотаевской епархии сообщили, что "подобные случаи, когда плачут сразу несколько икон, очень редки, и бывают либо предвестником больших бедствий, либо признаком благодатности. Будем верить, что это - хорошие знаки Божьи".

 

 В то же время эксперты пока воздерживаются от научных обоснований и каких-либо комментариев по поводу этого явления.

 

 В последние десятилетия мироточение нескольких икон сразу не является столь уж редким явлением. Долгое время мироточили многие иконы Ивановской области, в городе Крымске Краснодарского края и других регионах России.

 

 Православная Церковь очень осторожно относится к фактам мироточения и не дает однозначного толкования явлению, допуская несколько возможных точек зрения.

 

 Вот одно из мнений священнослужителя - Диакона Владимира Соколова : "До революции порядок был такой: если обнаруживали на иконе истечение мира, то об этом докладывалось в епархиальное управление, откуда приезжала комиссия, которая учиняла подробное расследование: опрос свидетелей, тщательный осмотр иконы, ее местоположения, условий ее хранения. Если комиссия давала повод для того, чтобы утвердиться в том, что икона действительно мироточит, назначалась другая комиссия, которая учиняла еще более подробное расследование: она выясняла, не могли ли маслянистые пятна на иконе появиться каким-нибудь естественным путем. Если же комиссия и здесь не давала повода к сомнению, то икону обязательно помещали в киот, если она до тех пор не была под стеклом - опечатывали его, а в некоторых случаях и приставляли охрану. И только тогда, когда вся эта длинная бюрократическая процедура была проделана, а на иконе все равно продолжали выступать маслянистые пятна - икона объявлялась мироточивой.

 

 Невольно спрашиваешь себя: "Для чего проделывалась такая длительная бюрократическая процедура? Почему она вообще возникла?" И ответ напрашивается сам собой: "Очевидно, было много случаев, когда за мироточение принимали пятна случайного происхождения: кто-то пролил масло из лампады, кто-то помазался из лампады и приложился к иконе, кто-то приложился к ней после помазания на полиелее". Вот именно для того, чтобы избежать таких случайностей, наши предки и устраивали столь длинную процедуру выяснения подлинности мироточения. И это показывает их серьезный подход к религии, к чуду.

 

 А сегодня мы видим, как под влиянием многочисленных случаев подлинного мироточения возникает массовая истерия, порождающая нездоровую духовную атмосферу. Все находятся в состоянии постоянного ожидания чудес. "Раз иконы мироточат повсюду, то и у нас они должны мироточить, что же мы хуже других? Что же мы, плохо молимся? Мы же акафисты каждый день читаем" - так думают и так говорят. При этом начинается планомерный поиск следов мироточения - и, "естественно", следы находятся. Любое маслянистое пятно на иконе сразу же, без всякой проверки, объявляется мироточением . Я сам был свидетелем того, как только что освященная перед богослужением икона, после него (а это была полиелейная служба, на которой многие, приняв елеопомазание, прикладываются к иконам) - была сразу же объявлена мироточивой.

 

 Тут-то и вспоминаешь о мудрости наших предков, выработавших длинную бюрократическую процедуру признания иконы мироточивой. Ведь даже, если все иконы в храме мироточат, и это комиссионно подтверждено, то и новая икона должна подвергнуться такой процедуре, дабы и в этом случае избежать ошибки. Это - серьезный подход, а описанный выше - легкомыслие, которого в Церкви не должно быть. Но, по-видимому, мы вообще страдаем легкомыслием - и привыкнув к нему в нашей мирской жизни, мы привносим его и в Церковь. К примеру, все иконы в храме объявлены мироточивыми (на них обнаружены маслянистые пятна), кроме тех, которые находятся под стеклом, в киотах или на недосягаемой высоте, или в алтаре, где к иконам народ не прикладывается. Кроме того, замечено, что пятна на иконах появляются после полиелейных служб (когда производится помазание). Какой вывод должен был бы сделать здравомыслящий человек? А такой: "Появление пятен на иконах связано с возможностью или невозможностью к ним приложиться". Это первый и очевидный вывод. Второй вывод, менее очевидный, но непреложно вытекающий из первого: "Пятна могут появляться в результате того, что к иконам прикладываются". Этот вывод, по идее, должен насторожить. Но у нас же делается совсем другой вывод: "Все правильно - чего же им мироточить там, где к ним нельзя приложиться, они и мироточат именно там, где к ним можно приложиться. Чего им мироточить в будни, они и мироточат по праздникам".

 

 Сегодня открылось много новых храмов, в которых, в силу недостатка кадров, подвизаются малоопытные и малообразованные священнослужители. Часто в новых и восстанавливающихся храмах иконы еще не успели поместить в киоты, под стекло - доступ к ним открытый. При этом иконы, в силу недостатка средств,часто вывешиваются не писаные, а печатные, бумажные. Бумага же имеет свойство впитыватьи долго удерживать масло. При недостатке опыта такие пятна можно принять за мироточение, тем более, что мироточения очень хочется, и его уже давно ожидают."

 

 Необходимо признать, что это крайне жесткий взгляд на явление, из которого едва ли не явствует, что все факты мироточения являются профанацией. Однако это далеко не так. И если церковь устанавливает. Что мироточение подлинное, то толкует это неоднозначно. В том числе, есть мнение священнослужителей о ом, что мироточение - признак смерти, умирания - "Насчет того, что мироточение - это признак СМЕРТИ и УМИРАНИЯ, причем в отношении святого и священного, то это не мои умозаключения, а реально существующий факт! Этот факт подтверждается Писанием, Преданием и церковной традицией и являемыми в Церкви фактами (мироточат останки усопших святых тел и черепов святых, т.е. то, что относится к состоянию смерти." - считает о.Олег.

 

 Отвечая на вопрос о том, что знаменует собой мироточение, архиепископ Мефодий в своей известной книге "О знамении обновления икон", недавно переизданной в России, писал, что Господь являет знамение благодати Своей не для какой-то суетной цели, не для того, чтобы удивить людей и возбудить их праздное любопытство, а являет для высокой спасительной цели.

 

 В двадцатые годы во время кровавых гонений на Церковь, когда ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание икон, храмов Божиих, святых мощей, в России происходили многочисленные обновления святынь. Почерневшие от времени кресты, купола на храмах, иконостасы в эти скорбные времена стали обновляться прямо на глазах у всех. В одном из номеров газеты ВЦИК сообщалось, что в одном местечке России обновилась икона и каждую ночь перед ней сама собой зажигалась лампада. "Святые иконы,- пишет архиепископ Мефодий, - становились не только как новые, но приобретали особенный утонченный вид: изорвавшаяся от времени, проткнутая, резанная ножницами нечестивцем бумага со священным изображением срасталась и становилась целой, оставляя только рубчики, где она срослась, чтобы сохранить следы чуда, а из прострелянной длани распятого на кресте Спасителя три дня сочилась кровь". Среди обновившихся наибольшее число было икон великого угодника Божия святителя Николая и святого великомученика Георгия Победоносца "Знамением обновления благодать Божия, - продолжает владыка, - явственно утверждала истину почитания святых икон, святость храмов Божиих и православного богослужения и обличала безумие хулителей святых икон, безбожников и сектантов... доказывала истину самой религии христианской. Нигде, ни в одной религии не совершалось и не совершается знамений и чудес, которые совершаются в Церкви Христовой, и только в ней одной, как ныне совершается дивное обновление святынь.

 

 Рука безбожной власти сняла все драгоценные украшения со святых икон, изъяла все священные ценности из храмов, взяла все, что с молитвой было принесено в течение веков верующим народом в дар Богу. Но, утешая страждущие души верных рабов своих, взамен тленных ценностей милосердый Господь украсил святые иконы и храмы нетленною духовною красотою - дивным знамением обновления их".

 

 Что касается нынешних мироточений икон в России, то приведем на этот счет ответ валаамского инока: "Дело в том, что сейчас идет раскол между жизнью благочестивою и неблагочестивою. Посередине удержаться уже невозможно. Общаясь с падшим миром, нельзя держать себя чистым от греха. Апостол Павел говорит: Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (2 Кор. 6, 14-15), между Богом и Его противниками? Мы не можем стать где-то посредине. Либо ты за Меня, либо против, либо ты собираешь, либо расточаешь - таков смысл евангельских заповедей. Поэтому все больше увеличивается раскол между людьми верующими и абсолютно неверующими.

 

 А верующим становится все тяжелей и тяжелей. Видимо, Господь их утешает: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс. 33, 20). От обновляющихся, мироточивых икон Он являет утешение, но одновременно и показывает: В мире скорбни будете... (Ин. 16, 33). Через чудотворные и мироточивые иконы Господь подает особые вести".

 

 

  Елена Киселева

 "ПРАВДА.Ру"

'НТВ'

  'Мироточение - это признак смерти и умирания?'

  'О мироточении икон в Костомукше. О чем же свидетельствует это чудесное явление?'

  'О мироточении, подлинном и мнимом'

Новости на ту же тему на Лентах.Ру "> Новости на ту же тему на Лентах.Ру

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *