КИНО ПО СУББОТАМ ОТ «ПРАВДЫ.РУ» - 24 августа 2002 г.

По-осеннему холодно и сердце замирает в предчувствии очередной зимы. Уже можно, в принципе, пить глинтвейн, согревая руки в промозглой и по-осеннему темной квартире.

 

 На этой неделе вспоминали Никулина, Миронова и Папанова. Все ушли в августе. Интересно, любит ли их молодое поколение так, как любили мы?

 

 Показ «Бриллиантовой руки» - незабываемое счастье, совмещенное, как правило, с праздником, календарным. Кино с запахом праздника.

 

 Каюсь, как-то возненавидела этот фильм. Когда сосед – ныне из поколения сорокалетних купил видеомагнитофон, все как-то смотрели модные ужастики и боевики, а он с какой-то неудовлетворенной детской тоской смотрел «Бриллиантовую руку» и «Кавказскую пленницу». На моей памяти раз 40-50 смотрел за короткое время. И смеялся за стеной до упаду. И был счастлив, потому что для него, как и для многих из нас – эти фильмы – ощущение детства и счастья.

 

 Их нельзя смотреть много и часто. Детские ощущения притупляются и уходят. И тогда, как бы велико не было режиссерское мастерство Гайдая, мы поймем – что другие, что эти фильмы для каких-то иных людей, которых мы помним, но которых нет больше, как нет любимых актеров…почти никого…

 

 Теперь, когда все стало можно, прояснилась, наконец, единственная шероховатость «Бриллиантовой руки». Помните, такая какая-то логическая несостыковка, когда Мордюкова говорит Гребешковой о том, что ее муж «тайно посещает ….любовницу!!!». И – запредельный ужас в глазах Гребешковой, неадекватный ужас, совсем без возмущения, гнева. Гребешкова – прекрасная актриса. И чувствуется. Что тут что-то не так…

 

 Что – не так, оказалось ясно, когда спустя много десятков лет, уже после смерти Гайдая раскрылась тайна – Семен Семенович тайно посещал не любовницу, а – синагогу. Синагога была вырезана – потому что действительно посещать ее можно было только тайно, а вслух этого слова произносить было нельзя.

 

 Вот теперь, когда вместо любовницы мысленно вставляем синагогу – заминка исчезает, и ощущение фальши тоже. Понятен ужас Гребешковой перед синагогой, понятен юмор Гайдая…

 

 Мне кажется, таким вот суровым августовским вечером, как сегодня, «Бриллиантовую руку» пересмотреть стоит. И это не будет злоупотреблением маленькой порцией счастья.

 

 А кто хочет кино в унисон с настроением, так стоит пересмотреть. И даже посмотреть, если кто не видел.

 

 Чтобы об этом фильме не говорили плохо – и пуст он, и заряжен отрицательно энергетикой, и бессмысленность зла превращает его просмотр в бессмысленность действия, а фильм, тем не менее, очень талантлив.

 

 Великолепная стилизация под начало девятнадцатого века и глубокая метафора как тлен – порнографический взгляд на все живое разъедает человечество. Хроника двадцатого века. Страшная игра Сухорукова, который играет зло – воплощенное, и дико отталкивающее, но с другой стороны домашнее, бытующее повсюду, привычно. И Маковецкий, который сыграл одну из своих самых сильных и черных ролей.

 

 Но, в конце концов, это вселенское зло, которое показал Балабанов, уже разъело двадцатый век. А мы – в двадцать первом, новом, и, может быть, он будет другим…

 

 Теперь о детях. Бедным детям совсем скоро в школу. Их стоит побаловать. Но тут – все просто. Надо в который раз сводить их на "Гарри Поттера" или на "Властелина колец", даже если самим очень не хочется снова это смотреть

 

 Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить