Драматург, которого лишили дела

10 августа литературная Россия отметила день рождения писателя, автора знаменитых пьес «Самоубийца» и «Мандат - Николая Эрдмана

 

 Эрдмана, как писателя, отобрали у нас. Поэтому не каждая и столичная библиотека готова похвастать томиком его произведений, не говоря уж о провинции, где книги этого выдающегося писателя списывали по невостребованности. У Эрдмана же отобрали то, что он мог и должен был делать.

 

 Николай Робертович Эрдман родился 10 августа 1900 года. Конец 20-х годов прошлого века - время его славы, обаятельного мужчины, покорившего Москву ярким дарованием драматурга. Премьера «Мандата» состоялась в Театре имени Мейерхольда 20 апреля 1925 года, спектакль прошел свыше 350 раз. «Мандат» ставили театры всей страны, он шел в театрах Германии и Японии. Писалась новая комедия «Самоубийца». Он фонтанировал идеями и легко сочинял сценарии фильмов и эстрадных спектаклей.

 

 Он был остроумен, блестящ, любил театр, знал его, загорался от стихотворной строки, от женской красоты и был требователен к себе.

 

 Им увлекались Станиславский и Мейерхольд, с ним дружили Исаак Бабель, Михаил Булгаков, Владимир Маяковский.

 

 Николай Эрдман один из немногих, кто чувствовал надвигающееся. Понятое и почувствованное на уровне подтекста вошло в пьесы, принеся им ошеломляющий успех. Но время наступало «новое». В рецензиях на спектакли уже появляются характеристики: «искажение советской действительности, апология мещанства, клевета». Запрещена к постановке пьеса «Самоубийца», которую в мае 1932 года начал репетировать Мейерхольд.

 

 Еще раньше, в декабре 1931 года, когда «Самоубийцу» собирались ставить во МХАТе, Станиславский писал Сталину, что «Николаю Эрдману удалось вскрыть разнообразные проявления и внутренние корни мещанства, которое противится строительству страны...»

 

 «Самоубийца» представляет подлинную новизну, которая, однако, вполне соответствует русскому реализму в ее лучших представителях, как Гоголь, Щедрин, и близок традициям нашего театра».

 

 Однако у Сталина было на этот счет свое, не очень высокое мнение: «Она пустовата и вредна!» (Собственно, этот отзыв надолго определил судьбу пьесы.

 

 Впервые в нашей стране она была поставлена в 1982 году режиссером Валентином Плучеком в Театре сатиры, хотя на Западе ее поставили уже в 1969 году.)

 

 Эрдмана арестовали в 1933 году в Гаграх, прямо на съемках фильма «Веселые ребята», одним из авторов которого он являлся. Арестован и отправлен в Красноярский край, в город Енисейск. Вскоре был запрещен и «Мандат».

 

 Сценическую судьбу двух больших драматургических творений насильственно прервали по велению свыше.

 

 Но друзья Эрдмана еще сохраняли наивную веру в случайность происходящего. На Первом съезде советских писателей в 1934 году Пастернак сидел в президиуме. Олеша потрясал делегатов поэтической исповедью, Кольцов и Бабель смешили зал. А Эрдман следил за происходящим из ссылки. Он уже испил то, что все его друзья только подносили ко рту. «Если Бабель мне завидует, я могу ему дать простой совет, как простым и дешевый способом попасть в Туруханск, - боюсь, что Енисейск после «Метрополя» покажется ему слишком шумным, - писал он своей возлюбленной, актрисе МХАТа Ангелине Степановой.

 

 Именно ей удалось добиться перевода Эрдмана в Томск. Она надеялась, что облегчит ему существование... Но на новое место его повезли снова в арестантском вагоне, под конвоем. «Из Красноярска Тебе не писал по причине, которую можно не уважать, но с которой нельзя не считаться. До сих пор не понимаю, почему в начале мне дали так много свободы, а в конце так мало ее оставили... За границей показывали фильм, в котором проститутка, получившая в наследство миллион, смогла осуществить мечту своей жизни. Она купила самую дорогую кровать и, вытянувшись под одеялом, сказала: «Наконец одна» - и уснула.

 

 В Томске я понял эту проститутку».

 

 Парадоксальные взгляды, редкое обаяние, умение не обременять своими горестями близких резко выделяли его среди других людей. Тогда, в молодые годы, Эрдман слыл провидцем, да и был, по сути, таковым. У него был особый слух на слово, что собственно и отличает истинных писателей. Но арест, ссылка подорвали его.

 

 Хотя искусство репризы, диалога, щедро насыщенных юмором и иронией, пригодилось ему потом в работе над сценариями фильмов: «Волга-Волга», «Принц и нищий», «Актриса», «Смелые люди», «Каин XVIII», «Город мастеров», «Спортивная честь» и другие. Им написаны были сценарии десятков цирковых представлений, пантомим, интермедий. Но истинный дар, дар драматурга, был оборван на скаку: пьес он больше не писал.

 

 Из статьи Виталия Вульфа

  Подготовила Наталья Микора

 "ПРАВДА.Ру"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *