Еще Одна сенсационная находка

Нынешнее лето богато на сенсации в мире искусства – то Сотби выставит произведение, которое никто не видел несколько десятков лет, то музей обнаружит в запаснике провалявшийся годы рисунок и атрибутирует как рисунок Микеланджело.

 

 А теперь вот в Риме нашли Рафаэля.

 

 Предполагается, что Рафаэль спрятан под "Мадонной с младенцем и маленьким Иоанном" Джулио Романо в римской галерее Боргезе - эта гипотеза ученых получила подтверждение в результате проведения исследований с применением оптической техники.

 

 В этом исследовании приняли участие специалисты Предприятия твердых каменных пород и Национального института оптической техники. Ученые применили установку с инфракрасным излучением, способную обнаруживать то, что находится под слоем краски. В случае с картиной Джулио Романо, эта техника подтвердила предположение, выдвинутое несколько лет назад Конрадом Оберхюбером, одним из известнейших исследователей творчества Рафаэля. Оберхюбер полагал, что картину на Вилла Боргезе следует считать произведением великого Рафаэля.

 

 Произведения великих художников уже бессчетное количество раз обнаруживались под слоями последующих изображений, по той или иной причине маскирующих подлинник. Однако на этот раз все обстоит иначе – рисунок Рафаэля, по мнению ученых, заканчивал другой мастер, что, безусловно, снижает его аукционную стоимость.

 

 Полотно, считают ученые, осталось незавершенным по причине смерти мастера в 1520 году. "Чтобы подтвердить свою гипотезу, - рассказывает искусствовед Кристина Херрманн Фьоре, принимавшая участие в исследовании, - Оберхюбер привел в качестве примера рисунок Рафаэля, выставленный в Ashmolean Museum в Оксфорде". На этом рисунке маэстро изобразил Мадонну в профиль: она вот-вот поцелует в щеку сына, который поднятой рукой придерживает покрывало Мадонны, чтобы спрятаться под ним.

 

 При помощи аппаратуры с инфракрасным излучением удалось рассмотреть аналогичный рисунок под слоем краски на картине в Вилла Боргезе и зафиксировать изменение сюжета: сначала мать изображена в профиль и ребенок стоит с поднятой рукой, затем художник написал лицо Мадонны в анфас, а ребенка - держащим руку горизонтально. Все эти изменения были произведены первым автором. "Джулио Романо, - делает заключение Херрманн Фьоре, - завершил картину, добавил светотени и сделал набросок маленького Иоанна, который был потом выписан и расцвечен помощником Джулио или одним из учеников Рафаэля".

 

 Последнее подтверждение правильности тезиса: в инвентарной описи галереи Боргезе от 1693 года значится "Картина с Мадонной, младенцем и маленьким Иоанном. 243 в резной золоченой раме с инициалами Рафаэля". Теперь эта картина будет выставлена в одном из центральных залов музея, рядом с San Giovanni del Bronzino.

 

 Елена Киселева

 "ПРАВДА.Ру"

'Inopressa'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить