Учебник по Русской нетерпимости или «бей скинхедов, спасай Россию!»

22-летний исследователь российских праворадикальных организаций, Вячеслав Лихачев, написал книгу под названием "Нацизм в России".

 

 Документальные очерки, собранные под одной обложкой, изданы в Москве тиражом 3 тысячи экземпляров, однако уже сейчас правозащитники считают, что книга Лихачева достойна миллионных тиражей. Тема исследования: нетерпимость во всех ее проявлениях. Большинство россиян относятся с предубеждением к той или иной нации, расе, государству.

 

 Объекты исследования: правые радикалы во всем их разнообразии, от партии РНЕ Баркашова, с ее методами обработки новичков и планами крупномасштабных акций, до новейших молодежных группировок, чьи активисты громят еврейские кладбища и бреют головы.

 

 Книга освящает деятельность наиболее радикальных националистических партий и движений в современной России. Подробно рассмотрены: Русское национальное единство, Национал-большевистская партия, движение скинхедов и ряд других экстремистских групп и организаций, прослежены основные тенденции в их деятельности. Значительное внимание в издании уделено противоправной практике национал-радикалов.

 

 Книга содержит биографии лидеров основных национал-радикальных организаций и избранную библиографию.

 

 По свидетельствам прочитавших труд Вячеслава Лихачева, он написан настолько увлекательно, что подобен мрачному детективу о современной истории фашизму.

 

 Вот, например, что автор пишет о скинхедах: «Организации, в которую входили бы все российские бритоголовые, не существует. Для молодежных субкультур более характерно тяготение к объединению в небольшие локальные группы по месту проживания, работы или учебы, вокруг выдвигающихся из собственной среды лидеров, журналов с мизерным тиражом или музыкальных коллективов. Группировки скинов возникают и распадаются очень быстро; даже приблизительный их подсчет невозможен.

 Первые московские скинхеды группировались в начале 1990-х вокруг журнала “Под ноль”, санкт-петербургские – вокруг банды “Totenkopf”.

 

 Однако с тех пор численность бритоголовых возросла на порядки, и единые центры распались. Как правило, группировки скинхедов насчитывают десять, реже двадцать человек, они очень непостоянны – распадаются, создаются новые. Естественно, никакого формального членства в группировках бритоголовых нет и быть не может. Все попытки найти некий единый “организационный центр” отечественных скинхедов – плод антифашистского мифотворчества (равно как и рассуждения на тему “кому это выгодно”). Они примерно соотносимы с предположениями функционеров КГБ в 1970-1980-х годах о внешней инспирированности в подрывных целях “антисоветского движения хиппи”. Молодежные субкультуры – явления слишком сложные и многомерные, чтобы объяснять их деятельность исключительно чьей-то злой волей. Несомненно, что существуют весомые причины как социально-экономического, так и психологического характера, которые привели к бурному росту молодежного расистского движения в России.

 

 Из крупных московских группировок бритоголовых, насчитывающих 50-200 человек, можно упомянуть в первую очередь “Объединенную бригаду 88” (ОБ). Ее члены издавали журнал “Белое сопротивление”, поддерживали свой сайт в Интернете, занимались организацией гастролей зарубежных скин-банд в России. “ОБ-88” – наиболее многочисленное объединение бритоголовых – появилась в 1998 году в результате слияния двух группировок, “Лефортовского фронта” и “Белых бульдогов”. Члены ОБ, насколько можно судить достоверно, наиболее организованы – разбиты на десятки во главе с “командирами среднего звена”. Неофиты при вступлении в ОБ подвергаются “инициации” – избиению старыми скинами, и другим экзаменам (например, избиение “врага” под наблюдением лидеров). По словам одного из членов группы, существует несколько фирм, подконтрольных руководствуОБ.

 

 Кроме того, активны группировки “Hammerskins-Russia” (считается русским отделением международной организации “Hammerskins”), русское отделение международной организации “Blood&Honor” (не признающееся западными соратниками, как и самопровозглашенные отделения “Blood&Honor” во всех славянских странах), “Московский скинлегион” Гуськова, “Русская цель” Семена Токмакова, Легион “Русская атака”. Скорее в качестве курьеза можно упомянуть еще московскую организацию skin-girls “Русские девушки” (женский феминистически окрашенный вариант движения WP, также скопированный с Запада). Всего, по разным подсчетам, только в столице функционируют минимум двадцать скин-банд.

 

 Более многочисленны т. н. “основы” групп футбольных фанатов, нередко целиком состоящие из бритоголовых, однако они не являются группировками скинхедов в полном смысле этого слова, поэтому мы их здесь рассматривать не будем. Московские скины наиболее организованы, часто приглашают иностранные музыкальные коллективы, играющие для бритоголовой аудитории.

 

 В Санкт-Петербурге существуют объединения “Русский кулак”, “Солнцеворот”, “Totenkopf” (группировка была создана вокруг одноименной старейшей российской скин-банды). В Ярославле в 1997 году музыкантами местного скин-коллектива (“Terror National Front”, “TNF”) была создана организация “White Bears”, насчитывающая несколько десятков человек. Ярославские скины издавали журнал “Удар”. Имеются сведения о группировках скинхедов и в других городах (в Воронеже, Волгограде, Иваново, Краснодаре, Ставрополе, Ижевске, Тюмени, Екатеринбурге, и др.). Крупный резонанс имели массовые драки краснодарских (группа “Форт”) и самарских (“Сити”) скинхедов.»

 

 Вячеслав Лихачев не только пишет книги, но и, изучая российскую политическую жизнь изнутри, готов, несмотря на юность, предложить рецепты от нетерпимости, которые, по его мнению, помогут спасти от нацизма Россию. А такая опасность, по мнению Лихачева – налицо: «К тому же на Западе эти взгляды считаются маргинальными, общество не приемлет их. У нас же общество крайне ксенофобское, чему способствуют и чеченская война, и демографические изменения, и потоки беженцев, и сложная экономическая ситуация. И это создает куда более благоприятную почву для развития движения бритоголовых.»

 

 Молодой человек зрело предостерегает прежде всего, от кликушества по отношению к скинхедам и им подобным организациям, от преувеличения их роли в жизни общества: «На мой взгляд, степень организованности скинхедов часто преувеличивается. Основная их масса - это слабо организованные небольшие группы в 15-20 человек, которые быстро формируются по месту учебы или жительства и быстро распадаются. И это нормальный механизм функционирования молодежной субкультуры. Образно он представляет собой расходящиеся концентрические круги - чем дальше от центра, тем круг шире. Те, кто находятся на их периферии, имеют очень смутное представление о движении скинхедов. Их идея состоит в том, что надо кого-то бить.

 

 Такая типичная уличная банда существует в районе, где я живу. Их человек 15, лет по 17, из них наголо выбриты только пятеро и лишь трое носят какую-то символику. Но все они считают себя скинами и видят смысл своего существования в том, чтобы отлупить нерусского. В то же время само их создание - это результат деятельности, с одной стороны, СМИ, с другой - распространения идеологии теми, кто находится поближе к центру.»

 

  Елена Киселева

 "ПРАВДА.Ру"

'Реактивные новости'

  'Вячеслав Лихачев. Список сетевых публикаций, посвященных национализму и ксенофобии'

  'Реформа в МВД: надо начать с Анискина!'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *