Москва открывает Баранова-Россине

Имя художника-авангардиста, автора цветомузыки и камуфляжа, давно и прочно забыли на родине. И вот теперь он возвращается. Сегодня в Третьяковке открывается выставка, собравшая более 100 работ Баранова-Россине из собрания Государственного Русского музея (ГРМ) и, главным образом, из частных коллекций Франции и Великобритании.

 

 Эта выставка – вторая персональная в России после революции. Первая недавно прошла в Петербурге. А между тем, на мировых художественных аукционах картины Баранова-Россине уверенно держатся в рейтинге самых дорогих картин мира. Такая вот неблагодарная родина.

 

 Принадлежа к авангардистской молодежи 1910-х, художник, стремясь опробовать сезаннизм и кубизм, а позже - абстракционизм и сюрреализм, создавал необычные "сплавы". Будто следуя завету древних "Чаще поворачивай стиль", уроженец Таврической губернии Шулим-Вольф Баранов не раз менял имена, города и сферы деятельности. Начал он постигать живопись в Одессе, продолжил в Академии художеств в Петербурге и завершил в Париже, где взял псевдоним "Даниэль Россине".

 

 Первая персональная выставка Баранова-Россине прошла в Осло (тогда - Христиании) - в годы Первой мировой войны он жил в Скандинавии. Там он впервые исполнил и цветозвуковые фантазии, созданные под влиянием символистов и Александра Скрябина. Подобно этому композитору, включившему в 1910 году "световую строку" в партитуру "Прометея", художник мечтал соединить цвет и звук. В результате появилось оптофоническое (цветозвуковое) пианино: каждая клавиша не только "пела", но и "зажигала" на экране определенный цвет.

 

 Сконструированный в 1914 году и показанный в 1923-м на первых концертах цветомузыки в Большом театре и у Мейерхольда, "оптофон" был запатентован спустя 10 лет в Париже, куда Баранов уехал от гонений на левое искусство.

 

 "Представьте себе, что каждое прикосновение к клавишам органа, закрепленным в выбранном положении, заставляет двигаться некоторое устройство то быстрее, то медленнее, вместе с прозрачными фильтрами, через которые проходит пучок белого света - и вы получите представление об аппарате, созданном Барановым-Россине.

 

 Используются световые фильтры нескольких видов. Простые цветные фильтры и оптические элементы, такие как призмы, линзы или зеркала. Сложные фильтры включают элементы графики. И, наконец, есть такие, которые проецируют цветные фигуры определенных очертаний. Добавьте к этому возможность изменять положение проектора, форму экрана, симметрию и асимметрию композиций, их движение и интенсивность, и вы сможете представить это световое пианино, которое послужит для интерпретации. Именно интерпретации, ибо речь идет здесь не о нахождении одного единственного "перевода" музыкального произведения, для которого сам автор не предусмотрел световое сопровождение. В музыке, как и во всех других искусствах, талант, чувство интерпретации - необходимые составляющие для проникновения в мысли автора. В тот день, когда композитор напишет сразу вместе с нотами, не ограничиваясь сочинением музыки, также и партию света, необходимость в самой интерпретации исчезнет, и тогда без сомнения художественное единство, о котором мы говорим, станет гораздо более совершенным".

 

 Дети художника бережно сохраняют все, связанное с именем отца. Оптофон находится сейчас в центре Ж. Помпиду, а детали первого оптофона и ряд картин – в семейной коллекции.

 

 Один из сыновей художника, живущий во Франции, обещает передать парижский экземпляр "оптофона" на родину, в центральный Музей музыкальной культуры им.М.Глинки. Но, как объяснили московские родственники художника, эта передача так и не состоялась, ибо не была выполнена советской стороной ответная акция - проведение персональной выставки художника в Третьяковской галерее. Возможно, теперь передача в Россию деталей оптофона может состояться.

 

 Несмотря на то, что изобретение Баранова-Россине признается и советским патентным ведомством, несмотря на известность его как живописца (он часто выставляется, репродукции его работ печатаются в первом выпуске журнала "Изобразительное искусство" вместе со статьей Кандинского, ему дают возможность преподавать и быть деканом во ВХУТЕМАС'е, вместе с Маяковским он избирается членом редколлегии ИЗО Наркомпроса, оголтелая критика и общая атмосфера беды заставляют В.Баранова-Россине в 1925 году покинуть Родину.

 

 Жизнь художника трагически оборвалась в нацистском концлагере Освенцим в 1944 году. И только теперь своими работами он вернулся на суровую родину, с таким трудом признающую ею же изгнанных гениев, после признания их во всем мире.

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

РИА 'Новости'

  'Находка в Париже'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить