Самые нежные и трагические альбомы года

После трехлетнего перерыва Том Вейтс выпустил сразу два новых альбома.

 

 На сей раз его тусклый хрипловатый баритон, который никто не осмелится назвать певческим голосом, с присущей внутренней экспрессией и обычной для Вейтса невидимой, но ощущаемой страстью, повествует слушателям об "Аlicе".

 

 Что может быть страстного в замечательной сказке? Вейтс никогда не был простым. Вот и здесь он откопал первое дно, и второе, и третье.

 

 Но для «Алисы» Это нормально – зазеркалье дробится на тысячи планов, подтекстов и реминисценций. Однако у Вейтса мириады осколков складываются в трагический образ создателя сказки, страдавшего от любви, которая никогда не могла осуществиться ни при каких обстоятельствах.

 

 В свое время Вейтс оказался соавтором режиссера с мировым именем – Уилсона. Вместе они ставили в театре «Алису». Перерыв между спектаклем и диском, который не является простым саундтреком, а имеет музыкальные завершенность и ценность сам по себе, может быть объяснен лишь одним. Том Вейтс искал способы заполнить голосом те пустоты, которые в театре заполнялись мизансценой, декорацией, жестом.

 

 Нежность, рассказанная голосами Высоцкого (Высоцкий тоже обращался к «Алисе» и довольно удачно), Вейтса, имеет особую притягательность – всегда любопытно смотреть, как силач великан берет в грубые пальца нежный росток и разглядывает, стараясь его не сломать.

 

 Второй диск сделан иначе. Это тоже интерпретация театральной работы и тоже с Уиллисом. Только уже о других – внешне более трагичных вещах. Blood Money –о «Войцеке» Бюхнера. Кризис человеческой личности, не сумевшей ни принять мир, ни его изменить Вейтс поет с пониманием и сочувствием к герою. Когда-то его самого от того, чтобы уже никогда не подняться, отделял крошечный шаг. Вейтс знает, как трудно сделать его всем остальным. Но это – не реквием. Это – хриплый крик, догоняющий каждого словами о том. Что все-таки в этом мире есть за что зацепиться. За любовь. Без карамели. Вейтс никогда не был сладким. Как сам он сказал, "Ревность, гнев, круговорот человечьей плоти... Мне нравятся красивые песни, которые рассказывают о жутких вещах".

 

 Два новых альбома критика уже назвала «Одними из самых нежных и трагических альбомов года». Они, безусловно, войдут в историю музыки, как вошел в нее Том Вейтс, певец абсолютно без голоса, которому и петь-то нечем кроме дыхания и души.

 

 Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

РИА 'Новости'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить