Театр декораций, или представление состоится

В музее-усадьбе Архангельское - премьера спектакля "Музыка для глаз, или Геометрия звука", посвященного памяти Пьетро Гонзаго. Крупнейший мастер ландшафтной архитектуры, театрально-декоративного искусства, художник-график, его работу театрального декоратора современники называли музыкой для глаз .

 

 Родился он в семье живописца, работал театральным художником в Венеции, Милане, Генуе, Риме, но расцвет творчества связан с Россией. Его декорации поражали удивительным соблюдением перспективы и необыкновенной прелестью композиции. Он первым начал писать декорации прямо на полу не как картины, а наброском и толстой кистью и затем растушевывал ногой. И это ножное марание при искусственном освещении превращалось в необыкновенное зрелище. Его декорации в театре Фенниче в Венеции во время карнавалов выставлялись как образец совершенства сценической живописи. Он писал декорации для спектаклей Александрийского театра и для домашних спектаклей петербургской знати, например, в доме президента академии художеств А. Н. Оленина.

 

 Однако самое знаменитое творение Гонзаго находится под Москвой. В 1810 году друг и покровитель художника, князь Николай Юсупов, приобрел у вдовы Н.А. Голицына подмосковное имение Архангельское с незавершенными постройками. Обладатель колоссального состояния, превративший эту усадьбу в образец дворцово-паркового ансамбля, в 1818 году он заказал Гонзаго проект театра для усадьбы, а также несколько смен декораций. В роли главных действующих лиц в театре и выступали декорации. Подобного в мире нет до сих пор.

 

 Николай Борисович был исключительной личностью - государственный деятель, дипломат, меценат, библиофил, собиратель произведений искусства западноевропейской школы, один из самых богатых людей в России. Юсупов купил Архангельское, чтоб разместить здесь свою драгоценную коллекцию произведений искусств. "Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселия, а не для прибыли, то стараться заводить что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других". Казалось, что хозяин стремится превратить усадьбу в музей.

 

 Последний спектакль в этом уникальном театре с подлинными декорациями Пьетро Гонзаго прошел в 1972 году. В числе зрителей - члены политбюро и иностранные делегации. Тогда же, в 70-х, театр закрыли на реставрацию. Людмила Гринева, главный хранитель музея-усадьбы Архангельское рассказывает: Театр закрыли, потому что вибрация от дороги постоянно его разрушала. Кроме того, это единственная деревянная театральная постройка в России, сохранившаяся до нашего времени. Чтобы впредь не эксплуатировать оригиналы гонзаговских декораций, было решено сделать копии с уникальных полотен, место которым в музее. Но раскрыть секрет специального раствора из клея и красок, которым рисовал Пьетро Гонзаго, российским художникам достаточно сложно.

 

 Деньги на реставрационные работы нашли только спустя 30 лет после закрытия усадьбы. И не в России. Всемирный Фонд памятников при поддержке Америкен экспресс выделили в 2000-2001 гг. 70 тысяч долларов. Еще один такой взнос недавно был сделан снова. Но этих денег, по словам директора музея Владимира Длугача, явно не хватает. Чтобы возвратить Архангельскому былую славу, нужно гораздо больше. Достаточно одного факта, что музей-усадьба включен в международный Список 100 памятников архитектуры, находящихся под угрозой разрушения , чтобы оценить, в каком состоянии находится одна из роскошнейших российских усадеб. На территории Архангельского продолжается реконструкция, и прежде всего главного дворца, как и театр, построенного по проекту итальянского декоратора и архитектора Пьетро Гонзаго.

 

 Наталья Микора

 "ПРАВДА.Ру"

'RENTV'

 'ГТК Культура'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить