Трагедии комика

6 июня - это не только день рождения великого поэта Пушкина, но и дата смерти не менее талантливого в своей творческой сфере человека. В этот день семь лет назад умер Артист - Савелий Крамаров .

 

 Савелий родился в 1935 году в семье московского адвоката Виктора Савельевича Крамарова, правда в 1938 году деятельность отца была расценена как антисоветская, под пытками его вынудили подписать признание и выслали на лесоповал в Усвитлаге. Мальчик остался с мамой, Басей (Бенедиктой) Соломоновной.

 

 Ходит байка, что однажды маленький Савелий подошел к а аминистратору театра имени Маяковского и заплетающимся от волнения языком назвал фамилию, увиденную в одном из пропусков. С того вечера он смело подходил к заветным окошечкам...пока его не выследили. Мама покорно выслушала выговор администратора, поблагодарила за то, что тот не передал сына милиции, а уходя, сказала про себя: «Мой сын станет артистом!» Сава вздрогнул: «Мама! Я больше не буду. Честное слово!»

 Чтобы не потерять работу, женщине пришлось развестись с мужем-политзаключенным.

 

 Савелий увидел отца в конце 40-х, когда матери уже не было в живых, к нему вернулся совершенно чужой человек. После той встречи Савелию с отцом больше не пришлось увидеться. Виктору Савельевичу не разрешалось оставаться в Москве, он вернулся в Бийск, а в 50-м был осужден снова по тому же делу, то есть за то, что в 1937 он по долгу службы защищал подсудимых на инсценированных НКВД процессах.

 

 Оставшись и без отца, и без матери, Савелий ходил в обносках, обедал то у одного дяди, то у другого, учился неважно. В свою комнату он пустил жильца, который платил ему гроши, но и они были не лишними. В довершение всех бед выяснилось, что у мальчика туберкулез - сказалось недоедание. Когда пришло время поступать в институт, Савелий выбрал юридический факультет. Но сыну врага народа рассчитывать было не на что, и он подал документы в лесотехнический.

 

 Актерская жизнь началась с самодеятельной студии "Первые шаги" при ЦДРИ.

 

 Лесотехнический Савелий вскоре бросил, поступил в ГИТИС. Первой серьезной работой Крамарова стал рассказ Василия Шукшина "Ванька, ты как здесь?" Молодой артист сам инсценировал его, выступал с ним в московском Театре миниатюр.

 

 Сниматься в кино он начал еще в 1960 году, задолго до окончания театрального вуза. После первых фильмов - «Им было девятнадцать» и «Прощайте, голуби!», его заметили, после следующей картины, "Друг мой, Колька!", признали – и завертелась бурная актерская жизнь.

 

 Смешная, нелепая внешность и помогала, и мешала. Режиссеры любили его снимать, потому что стоило появиться ему в кадре, как зрители начинали смеяться над неуклюжим комиком. Но из тридцати с лишним своих фильмов сам Крамаров любил лишь несколько. В конце жизни он просил указать их в бронзовой книге на своем надгробии: "Друг мой, Колька!", "Неуловимые мстители", "Двенадцать стульев", "Джентльмены удачи", "Не может быть", "Большая перемена".

 

 Тем не менее, несмотря на народную любовь, Савелий Крамаров получил только звание заслуженного артиста РСФСР. Как-то в ответ на вопрос о планах на будущее пошутил: "Буду копить на народного!

 

 В начале 80-х снимать его стали меньше. Требовали покончить с религией, перестать посещать синагогу. Не пустили в Мюнхен на Олимпийские игры. "У меня за три последних года было всего 12 съемочных дней, - жаловался Савелий Викторович. - Наверное, здесь моя творческая жизнь кончилась..." Стал думать об отъезде. Друзья пробовали отговаривать: «Где еще ты будешь так популярен, как здесь?» - а в ответ слышали: «В Талмуде есть слова о евреях-странниках. Наверное, таким странником буду я...»

 

 Первый раз, когда он подал документы на выезд, ему отказали, мотивировав это тем, что дядя, к которому он хочет ехать в Израиль, не является близким родственником. Но вопрос был в другом: с отъездом Крамарова Госкино пришлось бы снять с проката 34 фильма с его участием, то есть речь шла об огромных деньгах!

 

 Однажды Савелия Викторовича пригласил к себе генеральный директор киностудии «Мосфильм» и предложил сделку: в течение недели он «устроит» Крамарову звание народного артиста РСФСР, а Савелий «в знак благодарности» заберет свое заявление из ОВИРа. Крамаров отказался и только потом узнал, что за несколько дней до подачи заявления о выезде звание ему уже было присвоено. Указ был подписан, но Крамарову об этом ничего не сообщили, а после подачи указ спешно аннулировали. Однако он не оставил попыток добиться разрешения на отъезд, говорят, даже написал письмо Рейгану "как артист артисту". В конце концов, его выпустили.

 

 В Америке русскому актеру трудно приходится, и ему давали роли сумасшедших эмигрантов, говорящих по-английски с акцентом. Правда после фильма "Москва на Гудзоне", в котором он сыграл сотрудника госбезопасности, "опекавшего" группу советских музыкантов, Крамаров появился в эпизоде в знаменитой "Красной жаре" - всего полторы минуты, но зрители запомнили эту сцену. Потом была роль русского моряка-телеграфиста, доброго и уморительно смешного, в фильме Уоррена Витти "Любовная афера". Крамарову уже дали серьезную роль: его утвердили без кинопробы, чего удостаивались лишь самые известные актеры Голливуда. Но сыграть ему не пришлось: у Савелия Викторовича обнаружили рак. Он потерял зрение. А 6 июня 1995 года скончался.

 

 Его похоронили близ Сан-Франциско, на еврейском мемориальном кладбище в Колма (городе Мертвых). Его друг Михаил Шемякин по своему проекту изваял ему надгробие.

 

  Наталья Микора

 «ПРАВДА.Ру»

"Комсомольская правда": 'Русский бунт в Большом театре'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить