"Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет"

Сегодня Россия отмечает праздник Владимирской иконы Божьей Матери - одной из величайших святынь Русской Земли. Икона была написана апостолом Лукой на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство.

 

 Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

 

 Когда святой Лука принес эту икону Деве Марии, Она, увидев Свое изображение, повторила пророчество: «Отныне ублажат Мя вси роди, - и прибавила: - Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет».

 

 В 450 году, при императоре Феодосии Младшем, икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хризоверх послал ее Юрию Долгорукому в Киев. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили неподалеку от Киева - в Вышгороде, в девичьем монастыре. Там икона прославилась дивными знамениями, слух о которых дошел до вышгородского князя Андрея, сына Юрия Долгорукого. Андрей Юрьевич, впоследствии прозванный Боголюбским, давно помышлял об утверждении на севере нового центра русских земель; он решил взять чудотворную икону с собой.

 

 Проезжая через Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали. Не помогали ни понукания, ни кнут. Запрягли других, но и эти не двигались с места. Князь растолковал это знамение как желание Божией Матери остаться во Владимире. Он начал строить собор для святыни.

 

 Великолепный храм Успения Богоматери был сооружен всего за два года. С той поры икону стали называть Владимирской. А Владимир стал новой столицей Руси.

 

 В 1395 году икону перенесли в Москву, чтобы молиться перед ней о спасении Русской земли от нашествия Тамерлана. Икона уже не вернулась во Владимир: набиравшая силу Москва вскоре стала столицей объединенной Руси.

 

 "На Москве" икону особенно чтят как "заступницу Земли Русской". В истории города с ней связывают три случая чудесного избавления Москвы от иноземной опасности - 3 июня, 6 июля и 8 сентября. Все они приходятся на теплое время года, когда азиатские орды совершали набеги на Русь. Во всех случаях, по преданию, завоевателям были видения, свидетельствующие о небесном покровительстве русскому воинству, сеявшие страх и сомнения в их умах.

 

 3 июня /21 мая по старому стилю/ 1521 года от Москвы отступило войско крымского хана Махмет-Гирея после того, как трижды посланные разведывательные дозоры донесли, что город окружен несметным числом воинов. Известно, однако, что основное русское войско занимало в это время позиции на реке Оке.

 

 6 июля /23 июня по старому стилю/ 1480 года хан Золотой Орды Ахмат без боя отошел от границы владений московских князей - реки Угры. "Стояние на Угре" знаменовало собой окончательное завершение монголо-татарского ига на Руси.

 

 В 1395 году к Москве приблизились полчища хана Тамерлана. Великий князь Василий Дмитриевич, не надеясь только на силу русского войска, послал во Владимир за чудотворной иконой. Встреча ее /"сретенье"/ в Москве состоялась 8 сентября /26 августа по старому стилю/. На этом месте теперь расположен Сретенский монастырь. Тамерлану же "в сонном видении" было явление "Светоносной Жены, окруженной бесчисленными тьмами молниевидных воинов". Устрашенный "железный хромец" отступил. В честь этого и был установлен праздник Сретенья Владимирской иконы Божией Матери.

 

 Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

'Красное знамя'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить