За разрушение музыкальных границ

Русский композитор София Губайдулина была удостоена премии Шведской музыкальной академии, которая отметила ее за "разрушение музыкальных границ, за противостояние своим творчеством политическому давлению».

 

 Эта премия (миллион шведских крон, то есть больше 100 тысяч долларов) была учреждена в 1989 году покойным Стикканом Андерсоном, компания звукозаписи которого в свое время выпускала пластинки группы "Абба". Нобелевской премии по музыке, как называют ее в Швеции, были удостоены Пол Маккартни, Брюс Спрингстин, Боб Дилан, Элтон Джон и Рави Шанкар. Теперь среди них и София Губайдулина.

 

 София Губайдулина родилась в Чистополе Татарской АССР в 1931 году. Она занималась фортепьяно и композицией в Казанской консерватории, в 1950-е годы училась в Московской консерватории. Как Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова, ее обычно причисляли к группе опальных композиторов-экспериментаторов.

 

 Губайдулина исследовала редкие русские, кавказские и азиатские народные и ритуальные инструменты; она быстро восприняла современную западную технику письма. В советские годы на ее имя и, естественно, на творчество практически был наложен запрет, от партийной прессы она только и слышала критику за модернистские увлечения, поэтому многие ее произведения исполнялись исключительно на Западе.

 

 Но международная слава пришла к ней в начале 80-х благодаря "Оферториуму" концерту для скрипки с оркестром, посвященному Гидону Кремеру. В 1985 году ее впервые выпустили за границу, и она немедленно заняла в мире современной музыки место, достойное ее дарования. В 1992 году Губайдулина переехала в Германию и сейчас живет в деревне недалеко от Гамбурга. Она постоянно получает заказы от ведущих оркестров, ансамблей и фестивалей, являясь лауреатом престижных международных премий. Ее произведения теперь можно услышать на дисках. Среди наиболее часто исполняемых последних сочинений - альтовый концерт "Два пути" ("Марта и Мария"), "Гимн солнцу" для виолончели и хора, посвященный Мстиславу Ростроповичу.

 

 Теперь про нее пишут другими словами. После одного концерта в Дюссельдорфе, на котором прозвучала соната «Et expekto» (соло для баяна), созданная в 1985 году, один из известных немецких музыкальных критиков отметил: Музыка Софии Губайдулиной воплощает в себе непоколебимую Веру и Человечность. Ее соната для баяна, в которой чудесно переплетены прошлое с настоящим, реальность с фантазией, ее собственный внутренний мир с чисто внешним многообразием и многоцветьем нашей жизни, отличается высокой духовностью и исполняется как бы на едином дыхании.

 

 В интервью израильской газете София Губайдулина заметила, что с годами стиль ее музыки не поменялся, и перелома, подобного тому, что пережили некоторые ее коллеги, она не испытывала. Свой путь она видит как путь постоянного развития. Вероятно, поэтому именно она нынче - лауреат престижной Полярной музыкальной премии, и принимала ее композитор на торжественной церемонии от короля Швеции Карла XVI Густава.

 

 Наталья Микора

'Русская Германия'

 'Московский музыкальный вестник'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить