В ожидании Нотер Дама

Антирекламный лозунг можно с трудом разобрать на доске пожеланий-поздравлений-восторгов. Среди обилия реклам ваш выбор чрезвычайно прост, лети, беги на Нотер Дам, и вмиг забудешь про Норд-Ост.

 

 Летели, бежали на премьеру в самый первый день исключительно высокопоставленные люди, из-за чего 21 мая перекрыли Большую Дмитровку, а перед спектаклем отряд милиции встречал подъезжающие к Театру Оперетты иномарки с затемненными стеклами. На следующее утро уже с десяти часов в кассу выстроился хвост жаждущих своими глазами лицезреть знаменитый Нотер Дам. И их ожидания обязательно оправдаются. Известнейшую книгу Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери нынешняя молодежь вряд ли одолеет, а узнать классических литературных героев Эсмеральду и Квазимодо, чтоб среди тусовки не ударить в грязь лицом, поплакать над их несчастными судьбами - все же в конце умирают - и посожалеть о времени такой красивой любви, форма мюзикла подходит как нельзя кстати. Однако помимо бессмертной любовной темы автор современного оригинального либретто Люк Пламондон увидел в этой истории и расовую борьбу: Эсмеральда - цыганка, значит, иностранка в том городе, где она живет. И все обитатели двора чудес, по сути, социальные изгои, или, как их сегодня во Франции называют, "беспаспортные".

 

 Дело в том, что любитель социальных драм, смакующий человеческие судьбы, Гюго в 1835 году переделал свой роман в оперу "Эсмеральда", которая шла, впрочем, всего один вечер. Музыку забыли, а композитор Ричард Кочанте уже в 90-х годах ХХ века вспомнил ее, естественно, представив в современной аранжировке.

 

 Перед автором русского текста Юлием Кимом, виртуозно написавшим не один мюзикл, задача, как он уверяет, стояла наитруднейшая: во-первых, переложить поэзию Пламондона на русскую речь так, чтобы ничего не упустить, во-вторых, передать весь пафос и интонацию, которые есть в музыке. Честно говоря, уверяет Юлий Ким, я такой формы музыкального спектакля еще не встречал нигде. Она заключается в том, что это спектакль-дивертисмент: 51 оригинальный номер (только 2 повторяются), то есть 51 хит.

 

 Музыка оглушает и выводит из равновесия (особенно, если сидишь в партере и десяток мощнейших динамиков направлен в твою сторону), пробирает до дрожи и волнует, поднимает настроение и с такой же стремительной скоростью вгоняет в тоску по возвышенному, обычно недостающему в повседневности. Голоса же классической чистоты у Теоны Дольниковой (Эсмеральда), Анастасии Стоцкой (Флер де Лис), Владимира Дыбского (Поэт Гренгуар), Антона Макарского (Капитан Феб), Александра Маракулина (Священник Фролло) и роково-попсовой хрипотцы, что нисколько не мешает, у Вячеслава Петкуна, исполняющего партию Квазимодо, щекочут нервишки и, будто школьницу, заставляют проникать в яркую игру страстей, с головой окунаться в стихию бешеной энергии.

 

 Именно неистовой энергией славен мюзикл Метро, поставленный этой командой, неиссякаемый темперамент двигает и нотердамовское действо. Новый среди узнаваемых лиц и имен Вячеслав Петкун из группы Танцы минус даже пытается изображать внешнее уродство Короля шутов, прижимая к телу согнутые ручки, как врожденно недоразвитые, волоча ногу, как больные церебральным параличом. Впрочем, в спектакле 3 состава исполнителей, и кроме Петкуна Квазимодо будет играть Валерий Яременко, актер Театра имени Моссовета, полюбившийся Иуда из рок-оперы Иисус Христос суперзвезда. На него, к примеру, будет ходить своя публика.

 

 Единственное, чего влюбленному в Париж человеку недостает на сцене, самого прекраснейшего собора Notre Dame de Paris. Только мрачные химеры, выезжающие из больших колонн, напоминают, где разворачивается действие.

 

 Универсальность сценографии сводится к тому, что вся сцена свободна и отдана в распоряжение танцорам. Стена, скорее отсылающая к египетским временам, когда на нее направлен желтый свет и кажется, что вот-вот проступят барельефы с изображением фараонов, такая же площадка, только вертикальная. Проступая из мрака, она оживает (по ней ловко передвигаются гуттаперчевые актеры), и ее жизнь продолжается, пока звучит музыка.

 

 Наталия Бойко

 «ПРАВДА.Ру»

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить