Юрий Разгуляев: в странах Центральной Азии растет напряженность

Министр внутренних дел Киргизии Таштемир Айтбаев заявил, что Киргизия, как и другие страны Центральной Азии, окажет помощь Северному альянсу Афганистана. Хотя в значительной степени помощь эта будет чисто политическая. В силу того, что небольшое государство располагает очень слабой (всего 12 тысяч солдат) армией, не имеет военной инфраструктуры, в том числе и аэродромов. Об этом министр сообщил журналистам сразу после завершения переговоров между секретарем Совета безопасности России Владимиром Рушайло и президентом Киргизии Аскаром Акаевым.

Встреча эта проходила в рамках поездки представителя Москвы по столицам республик Центральной Азии. Бишкек в ней был заключительным пунктом. И пробыл здесь Владимир Рушайло меньше суток. Переговорив только с президентом Акаевым, он отменил все остальные мероприятия, в том числе и встречи с министрами обороны и внутренних дел, начальником Службы безопасности республики. Решение это, с одной стороны, говорит о напряженности обстановки в российском руководстве (прямо из Бишкека Владимир Рушайло полетел в Сочи, где Владимир Путин собрал всех руководителей силовых структур страны). А с другой, еще раз подчеркивает второстепенную роль Киргизии в урегулировании кризисной ситуации в регионе.

Как уже говорилось, Бишкек не может помочь своим партнерам по Договору о коллективной безопасности ни войсками, ни техникой, ни аэродромами. Позиция его в значительной степени зависит от решений ближайших соседей и партнеров по коалиции. Причем Киргизии чаще всего приходится лавировать между своими «старшими братьями» (Россия, Казахстан, Узбекистан). Да еще и учитывать при этом мнение западных стран, которые оказывают Киргизии значительную финансовую помощь.

Если говорить конкретно о нынешней ситуации вокруг Афганистана, то Киргизия, в силу своих партнерских отношений с Соединенными Штатами Америки, поддерживает (морально) ее стремление нанести удары возмездия по странам, укрывающим террористов. Об этом Аскар Акаев очень четко говорил в своем выступлении на сессии Совета ОБСЕ в Вене. Готов он и к помощи Северному альянсу в его борьбе с талибами.

Однако Аскар Акаев и его окружение вынуждены учитывать и мнение мусульманской общины, значительной части населения, которое стихийно выражает свою солидарность с братьями по вере, попавшими под удар всей мощи западного мира. Исламские экстремисты, конечно же, имеют в Киргизии значительно меньшее влияние, чем, скажем, в соседнем Узбекистане. Тем не менее, не учитывать его глава государства не может. О накале антиамериканских настроений в киргизском обществе свидетельствуют, например, крайне резкие высказывания знаменитого кинорежиссера, а сейчас посла Киргизии в Объединенных Арабских Эмиратах Болота Шамшиева. «В течение последних пяти веков англосаксы, — говорит он, — гуляли по миру и властвовали, не обращая внимания на то, что творится вокруг них». Взрывы в США, по его мнению, — это ответ за Палестину. «Я могу понять арабов, — продолжает посол, — потому что они живут в атмосфере бесправия и несправедливости». В эгоистической политике США видит причины всплеска международного терроризма и очень авторитетный мусульманский лидер региона, бывший муфтий Киргизии, а сейчас руководитель Исламского центра Садыкжан Камалов.

Кстати, жестокие антитеррористические операции против талибов поддерживают далеко не все депутаты Жогорку Кенеша. Председатель комитета по безопасности Законодательного собрания Исмаил Исаков, например, считает, что «перед нанесением ударов по Афганистану следует получить неопровержимые доказательства причастности талибов к организации террактов в США».

Именно эти настроения заставили Аскара Акаева объявить о том, что Киргизия готова принять у себя афганских беженцев и даже не собирается закрывать в эти дни свои границы. Что же касается участия в антитеррористической операции, то Бишкек, как заявил секретарь Совета безопасности страны Мисир Аширкулов, будет делать это в рамках Договора о коллективной безопасности и с учетом возможностей страны. А это значит, что помощь чаще всего будет выражаться в политической и моральной поддержке, или, в лучшем случае, в предоставлении агентурной информации.

В столицах Центральной Азии надеются, что американские удары по Афганистану ослабят или даже разгромят боевые отряды исламских экстремистов. Однако, здесь не исключают и другого поворота событий. Местные эксперты и политологи не устают напоминать, что в борьбе с Кабулом потерпели поражение такие государства, как СССР и даже Великобритания. Многие предсказывают и неудачу американской операции в Афганистане. В этом случае весь гнев талибов и их союзников неизбежно обрушится на страны Центральной Азии.

Наибольшую угрозу такой вариант представляет для Узбекистана. Если исламские радикалы прорвут его границу, сам Ташкент вряд ли сможет нейтрализовать этот очаг агрессии. Тем более, что главный враг Ислама Каримова Джума Намангани возглавил недавно крупную вооруженную группировку талибов. Под давлением этой угрозы Узбекистан, похоже, согласился все-таки принять участие в операции возмездия США. Свидетельством этого можно считать сообщение о приземлении на аэродроме Тузель вблизи Ташкента первых американских военно-транспортных самолетов «Геркулес». А значит, никакого примирения с талибами, на что еще совсем недавно делал ставку Ислам Каримов, теперь уже быть не может.

Серьезного осложнения обстановки уже в ближайшие дни можно ожидать и в Таджикистане. Стоит напомнить хотя бы о том, что после начала американцами антитеррористической операции неизвестные лица несколько раз стреляли в спину российским пограничникам, прикрывающим Таджикистан от нападения исламских боевиков. Есть сведения, что за нападениями этими стоит Объединенная таджикская оппозиция (ОТО), формально прекратившая борьбу с официальным правительством. Однако фактически бывшие боевики ОТО сегодня полностью контролируют Гармскую группу районов. Здесь они сохраняют свои лагеря, здесь проходят подготовку боевики, уже два раза атаковавшие соседнюю Киргизию. Здесь укрываются и лидеры Исламского движения Узбекистана, которое, по большому счету, стало сегодня главной угрозой для всех стран Центральной Азии.

Внешне более спокойной можно признать обстановку в Киргизии. Однако внимательные наблюдатели отмечают, что и здесь, особенно в южных областях, значительно усилилась активность радикальных исламских организаций. Особенно заметна деятельность партии «Хизб-ут Тахрир», которая ставит своей целью полную победу «чистого ислама». Формально она стоит за мирное развитие событий. Однако в ходе баткенских войн хизб-ут-тахрировцы воевали вместе с боевиками из Исламского движения Узбекистана и Объединенной таджикской оппозиции. Так что в случае обострения ситуации в регионе можно смело прогнозировать выступление этих исламистов на стороне вооруженных противников законной власти.

Нельзя сбрасывать со счетов и сепаратистские настроения, характерные сегодня практически для всех стран Центральной Азии. В Таджикистане, например, Согдийская (бывшая Ленинабадская) область заселена, по преимуществу, узбеками. Они давно готовы присоединиться к Узбекистану, но только в случае свержения там режима Ислама Каримова. О создании своей республики или о присоединении к Ферганскому халифату давно мечтают узбеки Ошской и Джалал-Абадской областей Киргизии. Наоборот, отделиться от Узбекистана хотят таджики Самарканда и Бухары. Все эти центробежные настроения могут значительно усилиться в случае расширения афганского конфликта на территорию Центральной Азии.

Ну, и, наконец, почти фантастический вариант. Однако, и он рассматривается сегодня в политических кругах Центральной Азии. Размещение американских войск в некоторых государствах региона (первые самолеты США, как мы отмечали, уже приземлились близ Ташкента), а затем успешное проведение антиталибской операции могут привести к тому, что Соединенные Штаты потеснят Россию в этом важном геополитическом секторе. Вряд ли Москва смирится с таким поражением. И некоторые аналитики не исключают, что Россия может, используя свои связи в среде исламистов, дестабилизировать обстановку. А проще говоря, спровоцировать антиамериканские выступления. Тогда гражданская война может вспыхнуть уже не в какой-то одной отдельной стране, а сразу во всей Центральной Азии.

Получается, что при любом сценарии развитие событий в этом регионе нельзя назвать мирными и спокойными. Судя по всему, Центральную Азию в ближайшие годы неизбежно ждут серьезные испытания, проверка на прочность сложившихся здесь светских суверенных режимов.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить