Юрий Разгуляев: плата за воду может Поссорить страны Центральной Азии

В официальную программу визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Бишкек, вопрос о воде включен не был. Но все наблюдатели ни минуты не сомневались, что именно он будет главным и в экономическом, и в политическом блоке переговоров.

Дело в том, что ситуация вокруг водных ресурсов в Центральной Азии с каждым днем становится все острее. Природа, как известно, все их разместила на территории Киргизии и Таджикистана, а потребители влаги сконцентрированы, главным образом, в Узбекистане и Казахстане. Достаточно сказать, что Киргизия потребляет менее двадцати процентов воды, которая проходит через ее гидротехнические сооружения. А тратить на техническое подержание их вынуждена многие миллионы долларов.

В советские времена все эти вопросы решались автоматически, с помощью перераспределения денежных средств и централизованного управления водно-энергетическим комплексом. После развала Советского Союзом единое управление им было полностью утеряно. И если первые годы независимости остроту проблем удавалось снимать ежегодными межгосударственными соглашениями, то со временем делать это становилось все труднее. Хотя бы потому, что угольные шахты Казахстана, например, которые должны поставлять уголь в Киргизию, стали частными. А им не нужна электроэнергия, которой Бишкек расплачивается за топливо.

На эти экономические и политические проблемы наложились еще и природные условия. Последние два года в Центральной Азии были необычайно засушливыми. Главный накопитель влаги для Ферганской долины и южных областей Казахстана — Токтогульское водохранилище — имеет проектный объем заполнения 19 миллиардов кубометров воды. В обычные годы в нем набирается до 18 миллиардов. А последние два года уровень воды здесь опустился до 9-10 миллиардов. Это почти критическая отметка, ниже которой турбины ГЭС просто останавливаются.

Природные сложности усугубились еще и межгосударственными противоречиями. В прошлом году, например, когда Узбекистан в очередной раз отключил Киргизию от природного газа, Бишкек был вынужден зимой резко увеличить пропуск воды через турбины, чтобы компенсировать дефицит газа сверхплановой выработкой электроэнергии. В результате был истрачен почти весь летний запас воды. И к началу поливного сезона Киргизия могла гарантировать Узбекистана и Казахстану всего лишь по полтора миллиарда кубометров. Это в несколько раз меньше реальных потребностей, особенно Узбекистана.

О накале страстей вокруг воды говорит хотя бы такой факт. Ташкент разместил в непосредственной близости от Токтогульской ГЭС воздушно-десантную часть и недавно провел демонстративные учения по захвату «хорошо охраняемого объекта». В ответ радикально настроенные депутаты заявили, что в случае «агрессивных действий» Ташкента они взорвут плотину, и водяной вал высотой более ста метров сметет всю Ферганскую долину.

Нельзя назвать дружественными и отношения водников Казахстана и Узбекистана. Дело в том, что почти весь казахский лимит воды идет через все ту же Ферганскую долину. И поскольку выделенной воды Узбекистану явно не хватает, он прихватывает еще и казахскую долю. Астана, чтобы приструнить нарушителей, отрезает телефонную связь Узбекистана с Европой. Ташкент же в ответ отключает от газа и света Южный Казахстан. Такая вот здесь складывается «дружба».

Главная часть переговоров между делегациями Казахстана и Киргизии проходила за закрытыми дверями. Но из достоверных источников стало известно, что именно водные проблемы осуждались наиболее трудно и остро. Особенное недовольство у Нурсултана Назарбаева вызвало решение киргизского парламента ввести плату за воду для зарубежных потребителей. Этот законопроект «О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской республики» депутаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша приняли еще в июне 2001 года. И уже тогда Нурсултан Назарбаев высказывал мнение, что «продажа воды противоречит международным нормам и может испортить отношения Киргизии с Казахстаном и Узбекистаном».

Тем не менее, 23 июля, как раз накануне визита Нурсултана Назарбаева в Бишкек, Аскар Акаев подписал его и 26 июля опубликовал в местной печати. Понятно, что такой демонстративный шаг вызвал настоящий гнев у президента Казахстана. Как свидетельствуют источники, в разговоре с глазу на глаз он даже угрожал Аскару Акаеву, что Киргизия может стать изгоем Центральной Азии, что обиженные соседи устроят Бишкеку настоящую блокаду.

Но на публике, конечно, все это подавалось в более цивилизованном виде. Поэтому на заключительной пресс-конференции Назарбаев всего лишь «выразил обеспокоенность муссированием в киргизском парламенте вопросов платы соседями за воду». Тем самым он как бы не признал еще этот вопрос решенным окончательно. Он опустил его на более приемлемый уровень, признав, что «содержание кыргызстанских водохранилищ и водообеспечивающих объектов должно проводиться совместно». Он согласился с предложением Акаева, чтобы правительства в трехмесячный срок подготовили двухсторонне соглашение о сотрудничестве в водно-энергетической сфере и создании топливно-энергетического консорциума.

Что же касается конкретных шагов, то Нурсултан Назарбаев заявил о готовности его страны принять участие в строительстве Камбаратинской ГЭС, водохранилище которой могло бы улучшить ситуацию с поливной водой в южных областях Казахстана и одновременно повысить энергоснабжение Киргизии. Одновременно Назарбаев обещал решитьтакой важнейший вопрос, как транзит киргизского транспорта через территорию Казахстана.

Хорошо осведомленные эксперты отмечают, что противоречивое поведение Аскара Акаева объясняется предельно жестким давлением на него парламента, который уже пытался инициировать импичмент на основании территориальных уступок Китаю. Если бы президент наложил вето на закон о плате за воду, противостояние с парламентом могло стать критическим.

А с другой стороны, источники в администрации президента говорят, что закон этот просто не будет исполняться. Его «замотают» в разных экспертизах и комиссиях. Тем более, что он, действительно, противоречит некоторым международным соглашениям. Намекают даже, что киргизский президент в конфиденциальных беседах, сообщил об этом Нурсултану Назарбаеву. Косвенным подтверждением этого можно считать то, что все остальные документы, подготовленные к визиту, были подписаны. И Назарбаев пригласил Акаева посетить Астану с ответным визитом еще до конца текущего года.

Тем не менее, как показывает практика, пока нет никаких гарантий, что водные проблемы Центральной Азии станут со временем менее острыми. Во-первых, в бишкекском соглашении не участвовали другие заинтересованные стороны (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения). Во-вторых, ученые прогнозируют дальнейшее сокращение площади ледников, которые питают Аму-Дарью и Сыр-Дарью. А это значит, что нынешний дефицит воды в этом взрывоопасном регионе не только сохранится, но даже и усилится.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Ссылки по теме:

Независимая газета

Плач по чистой воде

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить