Истина в вине - это не наша вина

Выставка «Культура вина» (La cultura del vino), которая с помпой прошла в Риме и вызвала живейший интерес общественности и средств массовой информации, открылась в Москве.

Выставка из собраний музеев и частных коллекций Италии, которая сейчас экспонируется в Государственном историческом музее, посвящена искусству, культуре и истории – всему тому, что лежит в основе успешного производства высококачественных итальянских вин.

Как заметил представитель компании «РЕТАБЛО» синьор Умберто Ваттани (Umberto Vattani):

«Вино всё чаще воспринимается как статус-символ престижности и компетенции. Итальянское вино символизирует превосходные качества и свойства «итальянского стиля» в общем. Не случайно, что выставка начинает свое международное турне именно с России. Не только потому, что Россия является важнейшим рынком, но и потому, что нас связывают многолетние плодотворные отношения, особенно в сфере искусства и культуры».

В Италии даже существует специальное понятие enogastronomia – винная гастрономия.

Вино несет в себе сакральный смысл. Это метафора крови Христа, как его понимают в таинстве евхаристии. Хотя безусловно, предпосылки этого можно найти в мифах о Дионисе и вакхических мистериях древних греков. В христианской иконографии это нашло свое отражение в таких сюжетах, как Брак в Канне Галилейской или Тайной Вечере.

Ренато Гуттузо. Вакх. ХХ в. (Торджано, Фонд Лунгаротти)
Ренато Гуттузо. Вакх. ХХ в. (Торджано, Фонд Лунгаротти)
Выставку открывает раздел о культе Диониса-Вакха и о винопитии как символе единения с божеством. Впервые жители столицы увидят шедевр Караваджо «Юный Вакх» (1593-1594 гг. Рим, Галерея Боргезе), который считают автопортретом художника.

Второй раздел посвящен роли вина в повседневной жизни итальянцев, в становлении гастрономической культуры. Интерес представляют сосуды венецианского стекла, прессы для вина и прочие предметы виноделия. Отдельно хотелось бы упомянуть краснофигурный кратер (сосуд для вина. – Прим.ред.), вышедший из рук мастера третьей четверти IV в. до н. э. Димарона.

В эпоху неурожаев и голода, когда на полях Европы бушевали битвы между сторонниками Реформации и ее противниками, художники обращаются к изображению сельскохозяйственных рынков и пышных ярмарок.

В контексте Брака в Канне Галилейской тема вина рассматривается, с точки зрения католицизма, как божественная милость или, по светским понятиям, как выражение утешения, сотрудничества, направленного на примирение и созидание.

На полотнах таких больших мастеров начала XVII века, как Караваджо и Аннибале Карраччи, винопитие, обогащенное библейскими темами, представлено в виде пиршества.

К середине этого столетия тема приобретает оттенок аллегории Эроса или Любви. В период отхода от религиозности (особенно в XVIII в.) вино начинают причислять к житейским удовольствиям, не вкладывая в это глубокого философского смысла.

Игорь Буккер

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...