Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Советского кинематографа никогда не было»

Однажды Марк Захаров назвал Георгия Юнгвальд-Хилькевича «самым неправильным режиссером Советского Союза». Георгий Эмильевич по-прежнему снимает кино, делает спектакли в Театре сатиры, в качестве художника-постановщика руководит Театром кошек Юрия Куклачёва .

- В последнее время вы мало нас радуете своими искрометными музыкальными фильмами. Что мешает?

- Они один раз проходят на телевидении - прошли и ушли. Такая ситуация у нас в стране. Система телевидения сейчас настолько несовершенна. «Мушкетеры» - это телевизионный фильм, «Выше радуги» - это телевизионный фильм. Помните, была такая передача «С добрым утром!»? Там крутили потом фрагменты, они повторялись и в других передачах.

- Сериалы снимать не хотите?

- Назовите мне одного сериального режиссера? Человек пять-шесть снимают сериалы.

- В последнее время Бортко всерьез приналег на классику.

- Когда Бортко еще начал снимать «Собачье сердце», тогда еще не было ничего похожего. И он запомнился как телевизионный режиссер.

- Ваша фамилия запомнилась в связи с музыкальными фильмами.

- Я сейчас снял музыкальный фильм, который называется «Адам и превращение Евы». Он еще не вышел. Там сумасшедшая музыка Назарова, и фильм тоже необычайный – ремикс фильма-балета по мотивам австрийского фильма «Петер» с Франческой Гааль. По этому фильму уже делали ремикс «Старое танго» с Катей Максимовой , где девочка переодевается в мальчика и в этом виде влюбляется в доктора.

- Разница между этими фильмами и мюзиклом?

- Разница колоссальная. В мюзикле поют то, что надо говорить, а у меня поют, когда хочется петь, как в жизни.

- А нет желания снять мюзикл?

- Нет. Возьмите фильм «Чикаго», я считаю, не вышло. Ни наша постановка, ни голливудская. Ничего не вышло.

- «Мулен руж»?

- Тоже не вышло. Эти переводы мюзиклов на экран не получились. Кино – это что-то другое совсем. Вот был бы я в Америке, снял бы такую картину, как «Опасные гастроли». В нашей стране надо пробиваться. Я принципиально не пробиваюсь и никогда не пробивался. Вот как жизнь сама куда-то выносит, туда и выносит. А сейчас ничего не происходит. Тогда мне повезло, что на экранах было такое г...о, все это совковое кино, которым сейчас восхищаются. Это ужас был. И кино великого не было. Было два-три фильма, два-три гениальных режиссера. А понятия «советский кинематограф» - нет, а если и есть, то это отвратительное конъюнктурное г...о, которое смотреть стыдно.

- Почему же? Есть такие любимые народом фильмы, как «Тени исчезают в полдень», «17 мгновений весны», ваши «Мушкетеры»? Кстати, все они подходят под определение «сериалы».

- Это уже рушилась страна, не было такого давления, такой цензуры. Идеологическое давление прекратилось, осталось совковое.

- Вы начинали работать в кинематографе, когда министром культуры была Екатерина Фурцева?

- Тогда я еще не снимал, а был театральным художником. Я начал работать, когда министром культуры был Гармаш, а министром кинематографии - Романов, которого выгнали из Госкомспорта, где он был председателем. Ну девать номенклатуру куда-то надо было, и его сделали министром кинематографии.

- Как вам работалось с Высоцким в «Опасных гастролях»? Он так больше и не снимался у вас. Не приглашали или не давали снимать?

- Для меня до сих пор это такая острая трагедия. Он писал песни к другим фильмам, например «Внимание, цунами!». Мне его снимать не давали. В «Опасных гастролях» я полгода мучился, чтобы его пробить на роль. Меня заставляли снимать других актеров. Присылали Славу Тихонова и других. Им же надо было, чтоб я снял революционный фильм. Когда я снял фильм с поющим Высоцким, где ни одного слова о Ленине, меня так возненавидели! Начался весь ужас моей биографии при коммунистах. Меня не упоминали вообще нигде, даже опубликовали статью, где последними словами крыли мой очередной фильм. Писали «не совсем молодой режиссер» или, наоборот, «слишком молодой». Но фамилию мою нельзя было писать, даже со знаком «минус». Как они могли мне это простить в те времена? А все осталось по-прежнему. Все те люди в разном виде, они все вернулись к руководству.

Игорь Буккер Справка:
Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич родился 22 октября 1934 г. Родился в Ташкенте. В 1956 окончил Ташкентский архитектурный институт, в 1963 - Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н.
Кадр из
Кадр из "Д'Артаньян и три мушкетера"
Островского. Работал художником в театрах Ташкента, на киностудии «Таджикфильм» и Одесской киностудии. В 1966 окончил ВКСР.

Режиссер и сценарист фильмов: «Опасные гастроли» (1969), «Д'Артаньян и три мушкетера» (1979), «Ах, водевиль, водевиль» (1979), «Куда он денется!» (1981), «Сезон чудес» (1985), «Выше радуги» (1986), «Узник замка Иф» (1988), «Искусство жить в Одессе» (1989), «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993), «Аферы, музыка, любовь» (1997).

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить