Почему жители азиатских стран несчастнее европейцев?

Азиаты глубоко несчастны — таков неутешительный вывод прошлогоднего исследования, которое поставило жителей азиатских стран на самые нижние места во всемирной шкале счастья

По результатам исследования World Values Survey , в число 25 самых счастливых наций входит лишь одна азиатская страна — Сингапур . Исследование проводилось еще до разрушительных цунами и поэтому никак не связано со стихией. Все дело в культуре азиатских народов. Насколько азиатские народы несчастны?

Напомним, что результаты исследования World Values Survey были опубликованы еще в ноябре. Жителям из 82 стран были заданы вопросы о счастье и удовлетворенности своей жизнью. Из азиатских стран только Сингапур вошел в первую группу 25 счастливых стран, ведущее место в данной группе заняли народы Западной Европы, Южной и Северной Америки. Несмотря на то, что Япония по уровню развития экономики занимает второе место в мире, по уровню счастья японцы лишь на 42-м месте. Китай и Южная Корея разделили соответственно: 48-е и 49-е места. Индонезия замыкает список. Индонезийцы "плетутся" даже позади России и бывших республик Советского Союза .

Рейтинг, данные для которого были представлены группами исследователей из разных стран мира, а обработаны в институте социальных исследований при Мичиганском университете, вызвал дискуссию, в ходе которой сравнивались коллективизм Востока и западный индивидуализм. Так что же такое счастье в восприятии разных народов?

- В целом азиаты менее счастливы , — считает социолог из университета в Роттердаме Рут Веенховен ( Ruut Veenhoven ).

По его словам, в вопросе о счастье существует два теории. Сторонники первой утверждают, что жители промышленно развитых стран -индивидуалисты, а жители Азии — коллективисты. Короче говоря, в Азии, в отличие от западных стран, коллектив более значим, чем личность.

- Изменились способы производства, но культура пока не претерпела изменений, - говорит Веенховен, - в работах по социологии вековой давности, написанных на Западе, утверждается, что в Европе раньше были более развиты коллективистские представления.

Другие уверены, что взгляды на счастье в Азии отличаются от западных ценностей принципиально. Для азиатов счастье похоже на поиски моста, соединяющего реальность и идеальный мир, ае то, как индивидуум ощущает себя в настоящий момент.

- На Западе имеется психологический прессинг, подталкивающий человека к тому, чтобы быть счастливым, - говорит профессор социологии Йонсейского университета в Сеуле Юнкук Су ( Eunkook Suh ), - у восточных народов взгляд на будущее грешит фатализмом. Счастье — это удел небес. Сказать, что вы не совсем счастливы, вовсе не означает, что это ваша вина.

Впечатление о счастливых людях у разных народов тоже разное. В своем еще неопубликованном исследовании профессор Су описывает реакцию американских и японских студентов. Янки отзываются о таких людях положительно, называя их "успешными". Реакция японцев чаще негативная: таких людей они держат за "эгоистов".

Для понимания счастья необходимо сравнение субкультур. Веенховен и его китайские коллеги сравнивали основные философские течения: конфуцианство, буддизм и даосизм. Основное внимание обращалось на взаимоотношения, терпимость, оптимизм, активность в общественных делах и на работе. Выяснилось, что конфуцианство с его упором на реальную жизнь больше подходит к современным взглядам на личное счастье, чем буддизм , который считает, что "вся жизнь — страдание". Конфуцианская шкала ценностей тождественна понятиям современной западной социологии. Любой поступок отражает положение дел в обществе и оценивается с точки зрения его социальной значимости. По этому поводу учение Кун Фу-Цзы дает немало практических советов, например: "Бывают три полезных друга и три друга, приносящих вред. Полезны справедливый друг, чистосердечный друг и друг, который много знает. А вредны льстивый друг, двуличный друг и друг красноречивый" ("Луньюй"/"Изречения" (16. 4).

Хотя не все так просто. Все понятия учения китайского мудреца рассматриваются в свете концепции мин (судьбы), что сближает его позицию скорее с восточной философией, чем с западной. Предначертанного судьбой никто не может избежать — вот лейтмотив учения Конфуция.

Но одно мерило счастья просматривается во всех философиях. Оно очень созвучно буддистскому учению о том, что путь к просвещению проходит через медитацию и концентрацию на данном моменте. Эта теория, разработанная Михали Чикзентмихали ( Mihaly Csikszentmihalyi ), психологом из аспирантуры Клермонтского университета (Калифорния), состоит в том, что счастье больше всего ощущается тогда, когда мы занимаемся "оптимальным для себя делом", используя свои навыки и интересы, теряем счет времени и обращаем внимание только на текущий момент. Даже название такого возвышенного состояния — "поток" - вызывает в памяти картины водопадов Зазена и садов камней Киото. Исследователи обнаруживают проявления такого "потока" по всему миру.

Антонелла Делла Фаве ( Antonella Delle Fave ), психолог из Миланского университета, сравнивала явления таких "потоков" в Индонезии, Иране, Индии, в цыганских таборах и в сельских общинах Италии. "Каждая культура дает оптимальные ощущения, но в разных культурах "поток" появляется в результате разных видов деятельности, — говорит она, — для иранских студентов это поэзия; индусы называют медитацию, а индонезийцы достигают оптимального состояния во время отправления религиозных служб. Цыгане достигают состояния "потока", проводя время со своими семьями".

Конечной целью для исследователей является более утонченное понимание счастья, и они рассматривают различия в культурах как своего рода "естественную лабораторию", в которой можно лучше усвоить уроки, преподносимые другими обществами. 'Если взглянуть на эту область исследований с общественной точки зрения, то изучение проблемы может привести к пониманию того, как лучше организовать оптимальное государственное управление, — говорит Веенховен, — когда граждане богаты, они не становятся более счастливыми. Движению Зеленых очень по душе такой вывод — зачем в таком случае так стремиться к экономическому росту? Но существует также исследование взаимоотношения между счастьем и "государствами всеобщего благосостояния" - и оно обнаруживает, что социальная защищенность тоже не дает больше счастья".

Хотя не существует вполне определенного ответа на вопрос о мере счастья в разных культурах, исследователи обнаруживают некоторые общие черты в удовлетворении, получаемом от взаимоотношений между людьми.

-Исследования, проведенные по всему миру, показывают, что люди состоящие в браке (или проживающие совместно) намного счастливее, — говорит Веенховен, - поэтому, вместо того, чтобы беспокоиться о работе, больше беспокойтесь о своей жене.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы киото
Обсудить