Новые приключения Масяни

Масяня довыеживалась. Еще 8 января -- когда люди только-только отгуляли Новый год и начали потихоньку набирать воздух для гульбы на Старом новом годе, -- именно тогда, в момент высшей фазы беззащитности и расслабона, на Масяню ушло заявление в Генпрокуратору.

Список Тюкалова

Видимо, генеральный прокурор Устинов, на чье имя было направлено заявление, пребывал в похожей фазе. Прокуратура, которая едва ли не день в день раскрутила дело против писателя Сорокина, молчала, как в танке. И только 24 января автор искового заявления -- юрист сайта "Резник.ру" Андрей Тюкалов -- рассказал радиостанции "Эхо Москвы" в чем дело. Оказывается, есть и пить, как люди, ему помешал знакомый музыкант. Как раз под Новый год он пожаловался юристу, что в мультиках про Масяню услышал фрагменты своей музыки. И за кадром, и в кадре -- когда Масяня или Хрюндель горланят "па-даб, па-даб". В результате масянинский создатель -- художник Олег Куваев -- озолотился: заключил контракт с НТВ, выпускает кассеты и компакты, торгует футболками и авторучками, где Масяня -- в фас и профиль. А музыканту с этого дела шиш. Так что нельзя ли каким боком защитить его интеллектуальную собственность?
Убив на просмотр куваевской продукции новогоднюю неделю, сподвижник Генри Резника пришел к выводу, что в защите прав нуждается, как сказала бы Масяня, "туева куча" авторов. От питерской группы "Сплин" во главе с Александром Васильевым до певца Трикки из города Бристоля. Фрагменты их произведений используются мультами внаглую, без соответствующих договоров и выплат. А это, объявил Тюкалов, запрещено федеральным законом "Об авторском праве и смежных правах" и влечет за собой ответственность согласно статьям Уголовного кодекса (уголовных статей тоже куча, потому мы их опускаем). В настоящее время, по словам Тюкалова, "материалы дела передаются в Петербург, по месту нахождения О. Куваева и регистрации ООО 'Масяня'". Но автору мультов вряд ли грозит лишение свободы. Скорее всего, он отделается денежным штрафом.


Хитрости юристов

На какую сумму может потянуть штраф? А вдруг для оплаты исполнительных листов ООО "Масяня" придется пустить с молотка последний компьютер?.. Мы бросились в прокуратуру Петербурга: к вам должно прийти дело, посмотрите, чем оно светит? Те перерыли сверху донизу ведомственную картотеку: "Нет такого дела!". "И не будет, -- заверили нас ребята из студии Куваева. -- Если что и возбудят, то в Москве, где находится ООО "Масяня". Ему принадлежат и авторские права, и 50 процентов масяниных акций".
Москва в лице Генеральной прокуратуры снова молчала, вернее по всем телефонам отвечала сигналом "занято". Зато попутно нам удалось выяснить, откуда на Масянину безволосую голову свалился правозащитник Тюкалов. Оказалось, никакой он не сподвижник Резника -- просто на сайте, взявшем громкое имя, г-н Тюкалов, наряду с другими молодыми адвокатами, ведет одну из конференций. Но в середине девяностых годов имя Тюкалова тоже наделало шуму в столичных кругах. Он регистрировал в интернете домены, где повторялись фамилии известных политиков, бизнесменов. Допустим, "Жириновский.ру", "Довгань.ру". А потом предлагал настоящему Жириновскому или Довганю: "Покупайте, иначе я пускаю домен в открытую продажу". Кто-то, говорят, платил, кто-то -- бил морду. Так что это правовед опытный, и хахоньками Масяне от него не отвязаться. Надо вооружаться статьями закона.
А статьи, объяснили нам юристы, и в федеральном законе, и в Уголовном кодексе прописаны не ахти. С одной стороны, "авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом каждый на свое произведение". С другой -- и в законе, и в УК, если продерешься сквозь завалы слов "произведение", можно наткнуться на лукавые фразы, вроде бы ограничивающие авторские права. "В иных случаях", "в форме небольших отрывков" кое-чего тягать разрешается, но... Дальше следует подстатья, которая меняет разрешение на категорический запрет. "Короче, -- объяснили юристы, -- здесь тот самый случай, когда суд -- что дышло... Но до суда, -- успокоили они нас, -- такие дела обычно не доходят. Куваеву нужно самому договориться с музыкантами, права которых он нарушил".
Так чего же Куваев не договаривается? Или ему все равно?


Сомнения Куваева

Не все равно. Для убедительности приводим наш разговор с создателем Масяни.
-- Нам до сих пор не предъявили обиженного музыканта, -- говорит Олег Куваев. -- Тюкалов его упорно скрывает. Потому у меня есть сильное сомнение: а был ли обиженный? Перечисляя музыку, которая "незаконно" играет в "Масяне", Тюкалов приводит иностранные имена и названия. В его списке только одна русская группа -- "Сплин". Но со "Сплином" мы приятели, я с детства дружу с Сашей Васильевым.
-- В одном из интервью вы назвали наезд на Масяню "московскими заморочками". Неужели, по-вашему, тут замешано что-то еще, кроме желания рядового адвоката выбиться в люди?
-- За Тюкаловым определенно кто-то есть, вот что противно. Ведь это раньше, записывая ролики для собственного удовольствия, я совал туда любую подходящую музыку и ни о чем таком не думал. А теперь, когда Масяня превратилась в коммерческий продукт (телесерии, сборники на CD и видеокассетах), у нас все переозвучено, никакой чужой музыки. Пиар пиаром, но без специального заказа Тюкалов не стал бы к нам цепляться.
-- А у меня на первых порах было подозрение: уж не Масяня ли, став коммерческим продуктом, сама себя пиарит?
-- Такие подозрения пришли в голову не вам одной. Нас многие подначивали: ребята, ну признайтесь... Самое неприятное, что вокруг этой истории поднялось столько говнища.
-- Да ладно, вы же понимаете, что все обойдется.
-- Мой мозг разделился на две половины. Правая сторона говорит: наплюй, а левая с ней спорит. У меня даже язва открылась на нервной почве. Переживаю, что Масяня -- девушка массовая -- рискует угодить в толпу. Толпе говорят "ату!" -- и все пускаются бежать в одном направлении. Вот почему я не хотел соглашаться на контракт с НТВ -- знал, что жизни не будет. Может, "Масяню" вообще надо делать в другой стране, и пора увозить ее куда подальше?
-- Там, где не знают русского языка?
-- Зато везде есть интернет. Через него она может болтать по-русски из любой точки земного шара.

Берите пример с композитора Варума

При разрешении запутанных конфликтов принято использовать прецедент -- похожий случай, который может послужить образцом и наглядным примером. В качестве примера предлагаем послушать соображения людей, замеченных нами в том же самом, что и Масяня: "использовании в своих произведениях чужой аудиовизуальной продукции".

Сергей Рост:
В передаче "Осторожно, Модерн!", которую Рост делает на СТС вместе с Дмитрием Нагиевым, постоянно звучат чудные мелодии. То из фильма "Профессионал", то из "Черной кошки, белого кота"... А вдруг в свете истории с Масяней Эмир Кустурица выставит счет "Модерну"?
-- Я где-то слышал, что музыка, которая звучит сколько-то секунд, не облагается отчислениями, -- говорит Рост. -- А Масяню, выходит, обложили?.. Когда в рекламе макарон Штирлиц поет, что "вот оно пришло, твое мгновение", -- тут все понятно. За это надо брать бабки без разговора! Но придираться к ребятам, которые работают для души, -- сволочизм. Вот я сейчас весь измочаленный, с языком на плече -- после съемок в копеечной передаче, которая делается практически на собственные деньги. На этих съемках мы с Димой спели в кадре полкуплета из "Журавлика": "Я хочу увидеть небо, ты возьми меня с собой. А-а-га!". Так что же, нам теперь отстегивать проценты Пугачевой? Пусть Галкин платит. Он неплохо живет, получая гигантский гонорар за пародии. Хотя "Масяня", с тех пор как ее продали в Москву, тоже, наверно, не бедствует. Значит, на запах денег все и слетелись. Это тем более сволочизм. Сволочизм и жлобство.

Юрий Стоянов :
Разбуди среди ночи любого вменяемого петербуржца и спроси: чем заканчивается программа "Городок"? Любой вменяемый тут же и запоет: "Ах, как хочется вернуться в городок!". Интересно, как отнесся Юрий Варум к тому, что его песня стала визитной карточкой передачи Олейникова и Стоянова?
-- Сейчас у нас с Варумом нормальные отношения. Человеческие, дружеские. А раньше были серьезные проблемы -- ведь года три мы крутили его песню за просто так. И другие песни тоже. Что понравилось, то и ставили в передачу. Иногда это проходило без последствий, иногда -- с последствиями. Пока не стало ясно: при цивилизованном отношении к делу без авторского права не обойтись.
Кому-то мы платим деньги, с кем-то договариваемся полюбовно. Иногда доходит до курьеза: снимаем "скрытую камеру", ребенок в кадре спел несколько тактов детской песни. Может, этого никто и не заметит. Но все равно мы ищем автора или наследника, созваниваемся, предупреждаем... Есть и другой путь -- перейти полностью на исполнение оригинальной музыки. Что мы и сделали, пригласив в "Городок" композитора.
А что касается истории с Масяней, то я не интернетовский человек и потому не совсем в курсе. Но по всем приметам, это денежный конфликт, а не судебный.

Профессор Лебединский:
Однажды прорычав "Ля-ля-фа", которую папа Варум (опять он) написал для своей дочки Анжелики, Лебединский назвал это дело ремейком и с тех пор перепел таких ремейков великое множество. "Листья желтые", "Учат в школе", "Пьяный Винни-Пух, дубак, январь" (это вместо "иванушкиных" "Тополиный пух, жара, июнь..."). Неужели никто из авторов не устроил скандала, не потребовал денег за моральный ущерб?
-- Никто и никогда! Все авторы жутко благодарили за рекламу их песен. Когда я спел "Не было печали", ее тут же забрал к себе Киркоров, стал исполннять в гала-концертах, повез по заграницам. Варум был счастлив и везде кричал, что я подарил его песне второе рождение. Поэтому композиторы должны пожать Масяне руку и сказать: "Спасибо, Масяня, что наша музыка звучит в твоей чудной, умной передаче". 

Елена Евграфова, "Город"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить