Страсти по Андрею

В центре уже, увы, очередного конфликта между церковью и культурным ведомством оказалась икона «Троица» - главное, великое творение иконописца и святого Андрея Рублева - что находится в собрании Третьяковской галереи. В то время как в РПЦ непременно хотят, чтобы образ вернулся к себе домой - в Троице-Сергиеву Лавру. Хотя бы на три дня.

Это уже не первый спор между служителями культа и культуры. Спорят сегодня и за Рязанский музей-заповедник, спорят и за Валаам, спорят даже и за кремлевские соборы.

Служители культа утверждают, что чудотворная икона должна находиться в пределах храма. Служители культуры считают, что образ не может даже временно покидать музейные залы.

Говоря, что доставка иконы к месту поклонения вызовет большие трудности и может быть испорчена, музейщики более всего боятся на самом деле, что образ может уже и вовсе не вернуться в Третьяковскую галерею, что может появиться «высочайший» указ о передаче «Троицы» церкви.

А там и сам пример окажется заразительным, и иконописные собрания российских музеев, составленные, благодаря большевистскому перевороту, начнут пустеть.

В ответ на отказ администрации «третьяковки» отдать икону даже на три дня, уже резко высказался глава пресс-службы Московской патриархии отец Владмиир Вигилянский, справедливо, впрочем, напомнивший о том, что «музейщики и галерейщики не учитывают сакральной функции иконы». Вслед за чем в интернете тотчас же открылся сбор подписей за спасение Троицы от РПЦ.

В то же время стоит напомнить, что подобные прецеденты – передачи икон церкви на время - уже случались. Так, в 1993 году, образ Владимирской Богоматери, написанный, по преданию, самим евангелистом Лукой, покидал «третьяковку», и перед ним в Богоявленском соборе молились о спасении отечества в дни октябрьской смуты. Вслед за чем икона вернулась в музей в целости и сохранности.

В РПЦ вообще опровергают разговоры о том, что в храмах нет условий для сохранности икон. Наглядное тому подтверждение – образа «Взыскание погибших« в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке или «Все Скорбящих Радосте» в храме на Большой Ордынке.

Деликатность сложившейся ситуации добавляет и то, что патриарх Алексий Второй обратился с соответствующей просьбой о переносе иконы к министру культуры Александру Авдееву, который, как известно, является еще и верующим, исповедующим православие.

На этом фоне примирительно и трезво прозвучал голос настоятеля церкви святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова, считающего что риск при перевозке «Троицы» из музея в монастырь определенно есть, и полагающего вполне оправданным то, что три раза в году образ пребывает в его храме: на Родительскую Субботу, Троицу и Духов День – причем в течение недели. Может быть, стоит навсегда перенести икону «Троицы» в Никольский храм и остановиться на таком компромиссе?..

При этом стоит напомнить, что, например, образ Донской Богоматери уже многие годы подряд покидает собрание «третьяковки» в день храмового праздника, отправляясь в Донской монастырь.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить